Оксана Кесова: Для нас патовая ситуация началась еще в марте, когда тафтинговые ковры, а именно эти покрытия по санитарным и пожарным нормам безопасности, принятым в РФ, используются в отелях, ресторанах и офисах, попали под запрет. Для компании нашего уровня отказ от выполнения своих обязательств — это не только потеря деловой репутации, это угроза существованию самого бизнеса.
То, что мы сейчас наблюдаем, — острая и опасная ситуация и для российских компаний, и для европейских поставщиков. Например, только одна из фабрик, с которыми мы работаем, теряет несколько миллионов евро годового оборота, разрывая связи с Россией.
Сегодня малым предприятиям, чтобы сохранить бизнес, крайне необходима помощь со стороны государства. Но список тех, кто как пострадавшие отрасли может получить налоговые послабления, весьма ограничен. На мой взгляд, к компаниям Калининградской области и вовсе должен быть применен особый режим. Ведь ни для кого не секрет, что 90 процентов малого бизнеса региона полностью или частично зависят от поставок европейских производителей.
«КД»: Михаил Майстер, вы возглавляете Ассоциацию калининградских мебельщиков и видите более полную картину. Что происходит, как ведется диалог производителей с властью?
Михаил Майстер: Это ежедневная, напряженная работа, постоянный новостной поток, идущий в обе стороны, — чаты, информационные каналы. И это не просто обратился с вопросом — через месяц ответили, региональное правительство, таможня работают неимоверно напряженно. Вот буквально вчера по каналам правительства мы получили запросы от крупных российских торговых сетей — они ищут производителей мебели и готовы сотрудничать с калининградскими компаниями.
Для многих это время больших возможностей для расширения или открытия производств. Конечно, самый главный вопрос — где брать материалы и комплектующие. И здесь пока никто не предлагает готовых схем, у каждого производителя свой путь. Если это большая компания, готовая закупать внушительные партии стандартизированного товара, то самое время уходить на юго-восток — в Индию, Китай. Конечно, велик риск, что ты получишь первые пару контейнеров «кривого» товара, но это цена знаний, как устроен их мир. Те, кто поменьше, уйдут на российский, турецкий рынки. Будет тяжело и дорого.
Максим Ульянов: Рассчитывать на то, что мы быстро «переобуемся» и запустим собственные производства, по крайней мере наивно. Если говорить о глобальном импортозамещении, то понадобится года два минимум, а это большие сроки. Российский бизнес оказался не готов к нынешней парадигме. В нашей стране предприниматели всегда боялись «уходить корнями в землю» и не вкладывали деньги ни в технологии, ни в производство. Как только ты начинаешь налаживать производство, не ровен час что-то произойдет: изменится налоговое законодательство, случится инфляция или того хуже. Поэтому все работали по-быстрому: купил — продал — купил.
Оксана Кесова: К сожалению, о полноценном импортозамещении, по крайней мере в сегменте напольных покрытий, пока не может быть и речи. Недавно я побывала на выставке Mosbuild в Москве, которая собрала нереально много посетителей, все приехали посмотреть на наши товары и найти ответы для своего бизнеса. И если говорить о напольных покрытиях, то ситуация печальная. На сегодняшний день есть только два производства в РФ, которые выпускают более-менее приличный тафтинг.
Да и они не готовы отгружать продукцию в короткие сроки и с тем же сервисом, что европейцы, — не хватает сырья, которое частично закупается за границей. В портфеле нашей компании есть несколько российских фабрик из Калуги и Нового Оскола с хорошим качеством продукта, но и здесь подводит все та же логистика.
Очередь на загрузку на железнодорожный транспорт составляет порядка двух недель, а стоимость машины, чтобы довезти груз с фабрики до терминала, за последнее время выросла почти в два раза. Поэтому вопросы доставки надо решать незамедлительно и на правительственном уровне.
Олег Ковалев: У российского производителя сейчас куда больше проблем, чем только приобретение и логистика материалов для производства. Мы небольшая калининградская компания, выпускаем эксклюзивную мебель и элементы интерьера из натурального дерева. И основная наша проблема даже не в поставках древесины или фурнитуры, гораздо важнее удержать специалистов. Мы не сможем поднять им зарплаты в два раза (сейчас наша продукция выросла в цене на 20–35 процентов), но все кругом дорожает весьма серьезно, и есть опасения, что люди начнут метаться, уходить в другие отрасли. Найти мастера по работе с деревом — задача в нашем регионе архисложная, если мы удержим специалистов, то через год-два производство стабилизируется. Нынешний март обеспечил нас работой на полгода, но это время пройдет очень быстро. Заказчиков прогнозируемо станет меньше, уже сейчас чека в 20–30 тысяч рублей просто нет, минимальный заказ — это 100 тысяч, и далеко не у всех клиентов эти суммы есть.
«КД»: Что будет с рынком? Какие заказчики останутся, будут ли у них деньги, чтобы делать ремонты?
Оксана Кесова, совладелец компании «ДИЗАЙН КОМПЛЕКТ», поставщик напольных покрытий.
Олег Ковалев, владелец мебельной фабрики «Салита М».