— Вы не один в поле воин — у вас есть компаньон. Как вам двоим пришло в голову заняться «красивым бизнесом»? Вы в прошлом — университетский преподаватель математики. Ваш партнер — серьезный бизнесмен, и тут красивые вещи, милые безделушки.
— У нас было стремление сделать что-то необычное, что нам обоим очень нравится, и когда я пришел с идеей открыть салон формата ABC Carpet & Home, который увидел в Нью-Йорке, а это пять этажей с дизайнерскими предметами для дома, мой напарник загорелся. Компаньон не занимается оперативной деятельностью, этим занимаюсь я, но он доверяет моему вкусу. При этом в «Парадиз-Декоре» нет вещей, которые отражают исключительно наши вкусовые предпочтения. Все вещи с коммерческим интересом. Да, к некоторым я испытываю особую нежность, но это не личная коллекция и не музей.
— Особое место в вашем ассортименте занимают ковры, причем очень дорогие.
— Это моя страсть. Ковры вообще имеют магическую силу над людьми. Стоит человеку купить один достойный ковер, он больше не может остановиться. Вы знаете, средние по цене ковры продаются плохо, а вот дорогие куда быстрее находят своего покупателя.
Когда я захожу в помещение, то благодаря своему опыту с первого взгляда понимаю, какой ковер сюда нужен, но всегда предлагаю клиенту три варианта: лучший, хуже и чуть хуже. В результате в 90 случаях из 100 люди покупают самый дорогой, потому что он лучший. На самом деле мало тех, кто понимает в коврах, но на подсознательном уровне все тянутся к хорошему.
Большую часть времени вы живете в Америке. Как удается управлять бизнесом с другого континента — планерки по скайпу, грозные сообщения в «Телеграме»?
— Ничего такого, весь мой бизнес построен на доверии и уважении к людям, с которыми мы вместе не один год. У нас совсем небольшой коллектив, и все сотрудники отлично разбираются в том, чем занимаются. У них колоссальный опыт и, я полагаю, истинная любовь к делу, если они работают в нашей компании по 15–20 лет.
Управлять компанией на расстоянии несложно — я просто каждый день интересуюсь тем, что здесь происходит. Не только в салоне, но и в стране в целом. Только тогда у тебя есть понимание, что интересно покупателям, и ты правильно выбираешь товар. Это и есть отслеживание тенденций.
— И какие тенденции сейчас?
— Расскажу. Обычно продажи строятся как пирамида: внизу, у основания, — дешевые вещи, их покупают много, вверху — дорогие, штучные. Сейчас пирамида перевернулась — дешевые вещи не имеют покупателя. Средний класс исчез, мало кто покупает подарки за 15 тысяч рублей, все чаще к нам приходят люди, которые целенаправленно хотят приобрести какие-то особенные вещи. Поэтому я стараюсь привозить интереснейшие единичные экземпляры. Вот сейчас пришли предметы декора, просто вызывающие восторг. К примеру, стол в стилистике ар-деко, довоенный, настоящий. Как именно его сделали, не знаю, но он фантастический, такого второго стола не будет — ни у меня, ни у кого другого.
— Сейчас очень много создается дизайнерских интерьеров и очень мало таких, которые изначально предполагают тщательное декорирование.
— Я бы сказал, хоть какое-то декорирование. Люди создают пустые пространства и называют это минимализмом. Но они сами не всегда понимают, о чем идет речь. Минимализм — это не от слова «мало». Декорировать минималистичный интерьер — сложнейшее искусство, все равно что нарисовать абстрактную картину. Лично я пока не научился заниматься минималистичным интерьером, поэтому пропагандирую классический подход к декорированию.
— У вас есть интерес к работам калининградских авторов?
— Есть пара человек, работы которых мы выставляем. И не потому, что это местные художники, а потому, что они создают действительно высокохудожественные вещи. Игорь Исаев, например (я даже приобрел для себя одну из его работ), но это вещи вне рынка. Моя дочь училась на декоратора в School of Visual Arts (старейшая школа изобразительных искусств, расположенная на Манхэттене, в Нью-Йорке — прим. ред.) и понимает, какая вещь может продаться. Я показал ей работы Исаева, она сказала: «Круто, но мало кто купит», — и они действительно трудно находят своего покупателя.
В целом с художниками и скульпторами нелегко. Они трепетно относятся к своим работам и не всегда реалистично оценивают их рыночную стоимость, больше ориентируются на свой вкус, нежели на предпочтения покупателей.
— Но вы ведь тоже ориентируетесь на свой вкус.
— Да, но исключительно в разрезе коммерции, поэтому у «Парадиз-Декора» и появился шанс отпраздновать 20-летие.