Что люди просят у дизайнера?
— Пожелания схожи: жить красиво, комфортно, стильно. Вне зависимости от размера дома и бюджета. Редко кто приходит с полностью сформулированным техзаданием, обычно это несколько разрозненных примеров — фотографий понравившихся интерьеров из интернета. И это абсолютно нормально, ведь как именно они будут жить «красиво, комфортно и стильно», люди хотят узнать от меня.
Рождение каждого проекта для меня как маленькая смерть. Столько сил и времени уходит на поиск истории и доведение ее до идеала, что на финише чувствую полное опустошение. Если случается, что заказчик не сразу принимает мое предложение, испытываю страшное разочарование. Могу дать совет начинающим коллегам: не сдавайтесь, если вы уверены, что это проект идеально подходит вашему клиенту, начинайте убеждать. В моей практике так было не раз. Есть люди, которым нужно время, чтобы вжиться, прочувствовать, принять и полюбить. Как правило, это самые благодарные заказчики, впоследствии они реализуют проект от и до.
Ты расставалась с заказчиками?
— За 20 лет работы, конечно, были моменты, когда хотелось расстаться, но только один раз такое произошло, причем не из-за личного неприятия. На мой взгляд, это абсолютно нормально — отказаться от проекта, когда нет взаимопонимания с клиентом, вы расходитесь во взглядах на эстетику, дизайн, комфорт… Работа над проектом — это длительный процесс, и нельзя идти к результату, постоянно ломая друг друга.
Ты увлекаешься живописью, покупаешь картины для себя и подбираешь их в свои интерьеры. Какую функцию несут предметы искусства?
— Разную! Иногда чисто утилитарную — «дырку на стене загораживает», например, скрывает технический щиток или доступ к сейфу. Картина может быть цветовым акцентом, единственным или, наоборот, связывающим все цвета интерьера. Нести эмоциональный, философский посыл, подчеркивать стилевое направление. Если картина досталась по наследству или привезена из путешествия, главной становится история, которую хочется сохранить.
В моем собственном доме много полотен, одни писались специально под мой интерьер, на заказ, другие я приобрела «по любви».
У тебя есть очень странный проект — «ТУАЛЕТ» на подъезде к Зеленоградску. Что это?
— Туалет в самом прямом смысле слова. Это первая часть большого экопроекта, где кроме туалета есть площадка для приема мусора, «Хлам-Маркет» — пункт обмена старых вещей и офис. Очень скоро здесь появится Музей мусора, а в перспективе и другие объекты. Значимая часть комплекса возводится из переработанного вторсырья. Так, в здание туалета интегрированы отслужившие свой срок морские контейнеры, дорожки сделаны из старых автомобильных шин, часть материалов внутренней отделки — остатки с предыдущих строек заказчика. «Потребляй разумно!» — один из призывов экоплощадки, и я старалась ему следовать. К слову, это не первый проект, который я создаю вместе с моей креативной заказчицей. По ее просьбе я спроектировала Музей филинов и сов «Философия», Музей ангелов, Музей скелетов и отель в Зеленоградске.
Ты инженер-строитель по образованию. Сама спроектировала свой дом. Признайся, выплыли досадные ошибки? Что бы ты сейчас переделала?
— Ничего. К своему собственному удивлению (а я самокритична), в данном случае все сделала правильно, исходя из запросов моей семьи и возможностей участка. Дом построен более 10 лет назад, но и на сегодняшний день актуален.
У тебя есть дизайн-студия, но, по сути, ты работаешь одна. Почему не нанимаешь сотрудников?
— Все зависит от отношения, что это для тебя: бизнес или творчество. Объектов много и заказчики вынуждены ждать, чтобы ко мне попасть, но я намеренно «не расту вширь», не нанимаю сотрудников. Многочисленная дизайнерская студия работает на поток. А я не могу делать проект, не познакомившись с заказчиком лично, не побывав с ним на объекте, не выбирая вместе предметы интерьера. Для меня все это важно. Сейчас я веду около пяти проектов одновременно, если их будет больше, я не смогу контролировать процесс, и тогда другие люди станут вести проекты под моим именем. Но зачем мне это? Есть и другая сторона медали: человек в моей команде должен быть очень талантлив, чтобы я доверяла его вкусу и профессионализму. А если он таков, то рано или поздно начнет работать на себя. Не вижу смысла постоянно искать новых сотрудников.
Какие вещи в интерьере ты считаешь проявлением дизайнерского слабоумия?
— Вопрос непростой, я бы даже сказала, злой. Мода настолько сильно проникает в нашу жизнь, что мы неминуемо ей поддаемся. А когда уходит, остается удивление: «Зачем мы это делали, о чем мы думали?»
Помните, в начале 2000-х практически во всех интерьерах лепились гипсокартонные конструкции? Я тоже их много проектировала, сейчас смотрю и думаю: «Зачем?» Но тогда это было актуально, потому что появились материалы, из которых мы могли это сделать. Думаю, лет через 20 какие-то вещи из нынешних интерьеров тоже будут вызывать наше недоумение: зачем?
Я стараюсь не критиковать чужие идеи — в каждой может быть здравое зерно. Не говорю категоричного «нет» заказчикам на их необычные просьбы, просто стараюсь предложить профессиональную альтернативу. Но не приемлю, когда клиент меняет утвержденный проект в процессе реализации, не понимая, что, вынув один пазл, разрушает всю композицию.