КАЛИНИНГРАДСКИЕ ДОМА
читайте в электронном виде
ЖУРНАЛ
СЛОВО РЕДАКТОРА
Начало года — время больших надежд и планов. Мы еще не знаем, что нам удастся сделать, а что нет, какие обстоятельства вмешаются в наши расчеты и что поможет совершенно неожиданным образом. Просто верим в себя и идем к цели. На самом деле все, что мы делаем, мы совершаем ради одного — чтобы жить лучше. И это правильно, всегда надо двигаться вперед!
Первый номер 2021 года мы сделали для тех, кто готов к большим переменам. Для тех, у кого в планах начать строить дом, купить квартиру, затеять ремонт. Обустроить детскую в кабинете или, наоборот, с легким сердцем отпустить выросшего ребенка в самостоятельную жизнь и спланировать в бывшей детской библиотеку. Мы решили помочь совершить задуманное и подсказать, кто сможет посодействовать в достижении цели. Когда союзник профессионал, все становится намного проще и понятнее.
На страницах этого специального выпуска «КД» вы познакомитесь с ведущими дизайнерами и архитекторами Калининграда. Мы попросили их сделать краткую самопрезентацию и ответить на пять вопросов, одинаковых для всех. Ответы получились разные, а это своего рода гарантия, что каждый найдет исключительно своего дизайнера и вместе вы создадите красивый, стильный, индивидуальный интерьер.
В этом номере мы представляем компании и салоны, которые помогут довести любой проект до новоселья. Это поставщики мебели, отделочных материалов, сантехники, керамики, текстиля и декора... То есть всего того, без чего современного комфортного дома не бывает. Мы постарались сделать нужные и правильные подсказки, вам осталось только выбрать и довериться профессионалам. Так что вперед!
КАЛИНИНГРАДСКИЕ ДОМА | 08 | 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Если вам нравится место, все остальное не имеет значения. В Калининграде не так много новых домов, в квартиры которых заглядывают кроны деревьев. Для заказчиков студии «Детали», семейной пары с тремя детьми, именно вид из окна стал определяющим при покупке квартиры, а точнее двух, которые они объединили, заняв этаж целиком. Теперь лифт приезжает прямо в домашний холл.
Минус на минус дает плюс — правило, которое Марина Кутузова применила в интерьере, создав пространство, безупречное с точки зрения эргономики и стиля.
Картина в гостиной написана калининградским художником Григорием Власенко, основателем галереи H. Art (h.art_ru). Именно там Асия Орлова увидела картину с рыбой. По сюжету и цвету она идеально вписалась в интерьер, но не подошла по размеру, поэтому художник нарисовал новую, большего формата, именно для этого проекта.
ОБЪЕДИНЕННЫЕ МНОЖЕСТВА
текст: Елена Федотова фото: Сергей Ананьев
Картина в гостиной написана калининградским художником Григорием Власенко, основателем галереи H. Art (h.art_ru). Именно там Асия Орлова увидела картину с рыбой. По сюжету и цвету она идеально вписалась в интерьер, но не подошла по размеру, поэтому художник нарисовал новую, большего формата, именно для этого проекта.
Заказчики пожелали видеть интерьер своей квартиры современным и с явно читаемыми элементами экостиля. Натуральное дерево в отделке лучше всего отвечало поставленной задаче. Потолки во всей квартире декорировали деревянными рейками. Фактически потолок опустился, но визуально этот прием сделал помещение выше. На полу — паркетная доска Bauwerk, шевронный способ укладки добавил насыщенности и уюта. Стены частично обшили деревянными панелями, а окна закрыли ставнями Jasno, опять-таки из натурального дерева.

— Я видела в этой квартире потенциал для дизайна, — рассказывает автор проекта Марина Кутузова, — но отметила и минусы. Во-первых, несущие колонны и стены, которые «кроили» пространство. Во-вторых, низкие потолки. Самые «выдающиеся» стены мы спрятали. Например, выступ в гостиной скрыли за фитостеной из живых растений, а одну из стен столовой сделали зеркальной, инсталлировав в нее телевизор. С потолком разобрались при помощи реечной отделки.
Картина в гостиной написана калининградским художником Григорием Власенко, основателем галереи H. Art (h.art_ru). Именно там Асия Орлова увидела картину с рыбой. По сюжету и цвету она идеально вписалась в интерьер, но не подошла по размеру, поэтому художник нарисовал новую, большего формата, именно для этого проекта.
В стену столовой с облицовкой из тонированного зеркала встроен смарт-телевизор. Другая стена украшена фотопанно Wall & Deco.

В интерьере «полное собрание» авторских предметов обстановки. Масштабный подвесной светильник Rhythm, который акцентирует внимание на обеденной зоне, для фабрики Vabia создал дизайнер из Израиля Арик Леви. Стулья Outline — тоже его работа, но для другого итальянского бренда — Molteni & C. Кстати, светильник может менять конфигурацию, все элементы подвижны.
Камин придает особый шарм спальне. И хотя помещение решено в минималистичном дизайне, как и вся квартира, оно смотрится тепло и уютно. Биокамин сыграл в этом не последнюю роль. Оформление портала настоящими поленьями — еще один элемент экостиля.
В интерьере спальни все выверено «по граммам», это касается и текстиля — он только в обивке кровати и в постельных принадлежностях. Портьеры на окнах заменяют деревянные ставни.
Гостевой санузел. Стену в душевой украшает мозаика Bisazza, дизайн Studio Job.
В квартире три санузла. Самая большая ванная комната площадью около 14 кв. м — родительская. Огромное окно в пол впускает в помещение максимум дневного света, эффект воздушности усиливают зеркала и реечный потолок. Керамогранит Apavisa под натуральный камень и зеленые растения вносят природные мотивы.

В квартире три детских комнаты, каждая из которых решена как апартаменты — кроме кровати, в них есть «гостевая» зона с мягким диваном. В комнате старшего сына это знаменитая модель Togo Мишеля Дукароя, классика французского бренда Ligne Roset. На стене постер с работой Бэнкси, английского андеграундного художника стрит-арта.
Участники проекта:
паркет, двери, стеллажи, витрины,
обеденный стол — «СБР-студио»;
мебель — Servant;
фотопанно —
«Дом итальянской мебели и английского текстиля»;
кухня, плитка, сантехника — Sanilux;
светильники — KD-Trend;
ставни — «Салон паркета
ВНЕ ТРЕНДОВ
Андрею Овчаренко при работе над этим проектом удалось достичь идеального взаимопонимания с заказчиками. Предложенную архитектором концепцию интерьера они согласовали с первого раза, полностью доверившись его мнению, что не отменило их активного участия в процессе. Когда встал вопрос о выборе предметов обстановки, владельцы дома с легкостью согласились на поездку в немецкий Штутгарт на фабрику Walter Knoll, чтобы приобрести мебель.
— Коллекции этого бренда идеально соответствуют моей концепции работы над интерьером, — рассказывает Андрей. — Я сторонник архитектурного подхода к формированию жилой среды: нейтральные стены как базовый слой; зонирование с помощью различных архитектурных инструментов, в частности освещения; стильная дизайнерская мебель, арт-объекты, искусство. Мне и заказчикам важно было лично выбрать мягкую мебель для гостиной и столовой. Бренд Walter Knoll в Калининграде не представлен, поэтому мы отправились прямиком в Германию, чтобы пощупать все своими руками.

Андрей Овчаренко ограждает свои проекты от влияния скоротечной моды. Интерьер этого дома он оформил с акцентом на архитектуру пространства и дизайнерскую мебель. впрочем, как и всегда.
текст: Ольга Синявская
фото: Денис Кичатов
Стулья для столовой заказчики приобрели в Германии непосредственно на фабрике Walter Knoll, с особенным вниманием подойдя к выбору обивки и декоративного канта. Стол с мраморной столешницей, подходящий по стилю, нашли в ассортименте американского бренда Knoll.
Один из ключевых материалов в этом интерьере — дерево, которое присутствует практически во всем доме в виде стеновых панелей: в гостиной они более яркие, с глянцевой поверхностью, в спальне — матовые, с интересной геометрией. Поддерживает тему напольная доска из массива дуба.
Освещению, как одному из ведущих инструментов формирования пространства, уделено особое внимание. В интерьере — большое количество светильников на треках — для зонирования и выделения основных элементов, таких как лестница. Дизайнер продумал множество сценариев освещения — по необходимости можно использовать потолочные встроенные или поворотные светильники, торшеры. Практически все они из ассортимента фабрики Flos.
Лестница оказалась довольно сложной в исполнении, начиная с бетонного основания, выгнутого в верхней части в двух плоскостях, и заканчивая дорогостоящей деревянной отделкой.
— Признаюсь, бывает, напрягаю исполнителей в процессе, чтобы достичь идеального результата. Хотя больше стараюсь работать с теми, кому доверяю, чтобы сократить мучения с моей стороны, — смеется Андрей.

Картины для интерьера написала знакомая архитектора — литовская художница Эгле Бабилайте, которая сейчас живет и работает во Франции. Некоторые полотна приобрели в ее галерее, другие мастер создала специально для этого интерьера, как, например, яркую овцу в роскошном воротнике раф, изображенную на шелке.

Для оформления стен архитектор выбрал сложный белый оттенок.
— Это та самая база, которую хозяева дома не захотят поменять по прошествии времени, — поясняет Андрей. — Если в будущем жильцам потребуются новые ощущения, то можно просто сменить цветовые акценты и некоторые предметы мебели. Именно так, на мой взгляд, и формируются интерьеры вне времени, без привязки к сиюминутным трендам и конкретным стилям.

Участники проекта:
двери, мебель — «СБР-студио»;
свет, мебель — «СБ 13»;
краска Sikkens — «Мастерская цвета Dulux»;
стеллажи, жалюзи, стеновые панели — VIGO Group;
кровать, консоль Poliform — Top Object;
текстиль — Textile Lab;
постельное белье — ателье Lovely Home.

Заказчики были настроены на то, чтобы организовать в доме гостевую комнату, однако архитектор убедил их, что кабинет хозяину намного нужнее. Компромисса достигли, поставив небольшой раскладной диван, который позволяет при необходимости разместить в кабинете гостей.
МНЕ НРАВИТСЯ СОЗДАВАТЬ КОЛЛЕКЦИИ
8 вопросов архитектору Татьяне Генне
о профессии, конкуренции,
проектах будущего и домах настоящего.

текст: Елена Федотова фото: Алексей Климов
Архитектор и врач — профессии одного порядка, обе влияют на качество жизни людей. Ты считаешь это утверждение верным?
— Думаю, что в этом много правды. Степень ответственности за качество жизни людей, конечно, абсолютно разная, но и врач, и архитектор — это действительно серьезное высшее образование, и те и другие учатся минимум шесть лет. Будущий архитектор изучает массу дисциплин: архитектурные конструкции, начертательная геометрия, материаловедение, сопромат, история архитектуры, ландшафтное проектирование, проектирование интерьера, рисунок, скульптура... Достаточно длинный список, дающий понимание, почему многие архитекторы успешно занимаются дизайном — как интерьерным, так и предметным.

Где лучше учиться архитектуре — в России или за рубежом?
— Сложно ответить однозначно. Достаточно трудно сравнивать две системы образования, которые во многом разнятся. Наше, российское, построено на авторитете преподавателя, который учит правилам, преимущественно стандартному мышлению, а не самовыражению. К тому же многие вузовские наставники часто не являются практикующими архитекторами, что тоже отражается на качестве обучения. В Европе другой подход к образованию. Когда я проходила курс повышения квалификации в Миланском политехническом университете, то оценила совсем иной формат подачи информации: приглашенные успешные и активно практикующие архитекторы на примерах своих реализованных объектов делились авторскими приемами в работе — как они проектировали и как происходил процесс. Для меня, как и для многих архитекторов постсоветского пространства (а образование я получала в Минске), это было моментом вдохновения, серьезным творческим стимулом на креатив.
Опять же, мои сыновья сегодня обучаются в Европе. Старший окончил МАрхИ, сейчас продолжает образование архитектора в магистратуре в Барселоне, младший учится на экономиста в Праге. И тот и другой утверждают, что европейское образование круче. Другой подход.

Ты занимаешься комплексным проектированием (архитектура, интерьер, ландшафт). Считаешь это правильным или прибыльным?
— Комплексное проектирование — это не про деньги, это про результат. Если объяснять «на пальцах», то можно сшить одно платье, а можно придумать образ, целую коллекцию, историю с продолжением. Мне нравится создавать коллекции. Когда я работаю над проектом дома, точно имею представление, каким он будет снаружи, как будет выглядеть внутри и какое ландшафтное сопровождение ему подойдет. Концептуально весь проект я продумываю сама, но его детализация и особенно реализация — это большая командная работа, которая без привлечения специалистов невозможна. К примеру, грамотно выстроенную картину ландшафтной среды может создать только профи в этом направлении.

Для женщины заниматься архитектурой — это трудный хлеб?
— Заниматься архитектурой интересно, но сложно. Женщину-архитектора зачастую не воспринимают как авторитет, и это во многом российское стереотипное мышление. Женщине, чтобы стать успешным архитектором, нужен характер, упертый характер, подстегиваемый профессиональными амбициями.
Все архитекторы говорят, что хотят проектировать красивые здания, почему мы тогда живем в скучных однотипных кварталах?
— Многоквартирные дома — это отдельная история. Ментально российский инвестор пока не готов тратиться на действительно интересные решения. Когда начинается бухгалтерия, как правило, чаша весов склоняется не в пользу красоты и эстетики. С другой стороны, сегодня среди застройщиков большая конкуренция и уже есть возможность сподвигнуть заказчика на эффектные решения и на определенные затраты в пользу эстетического восприятия объекта. Думаю, скоро в Калининграде начнут появляться инновационные жилые кварталы с авторским почерком архитектора.

Дома со стеклянными фасадами — это модно?
— Модно, но не просто. Лично мне такая архитектура с большой площадью остекления фасадов очень импонирует, и есть идеи строительства такого здания. Но если говорить откровенно, многие заказчики психологически не готовы к воплощению подобных проектов. Приведу пример, уже банальный для современного интерьера: стеклянная перегородка между спальней и ванной комнатой или ее отсутствие. Красиво, просторно, но мало кто решается. По сути, строительство собственного дома — это стремление получить в первую очередь чувство безопасности, ощущение защищенности. Дом с прозрачными стенами — это большая степень открытости, поэтому такие здания крайне важно помещать в среду, которая создает спокойствие и убеждает в надежности. Вспомните канонический пример современной архитектуры — «стеклянный дом» Фарнсуорт Людвига Мис ван дер Роэ идеально интегрирован в ландшафт, абсолютно гармонично.
Eco Friendly — мы доросли до этого понятия в архитектуре?
— Пока нет. То, что для многих стран уже норма (особенно для скандинавов), для нас еще долгая перспектива. Но мы неминуемо погрузимся в этот процесс, особенно Калининград, мы все-таки Европа в России и привыкли ориентироваться на Запад. Конечно, я тоже стараюсь опираться на европейскую практику и мировой опыт, но все же не имею большой возможности проектировать то, что хочу, без оглядки на желания и возможности заказчика.

Если бы ты проектировала дом для себя, что в нем было бы непременно? И что ты обязательно вносишь в проект для заказчика?
— И в том и в другом основной доминантой дома будет лестница, а также наличие «второго света». Во всех моих проектах лестница определяет все внутреннее пространство. Я никогда не прячу ее и стараюсь делать максимально эффектной. В моем собственном доме в обязательном порядке должны быть еще две комнаты: гардеробная и ванная. Именно гардеробная КОМНАТА с окном, а не подсобное помещение со стеллажами. И именно ванная КОМНАТА, тоже с окном, лучше в пол.
В проекте для заказчика, пожалуй, обязательными будут просторный санузел хотя бы 15–20 квадратных метров и отдельное техническое помещение, где сосредоточится вся инженерно-коммуникационная система дома и все оборудование.

СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ
Чем вдохновлялись ведущие мировые бренды красок и какие цвета выбрали главными на этот год.

Американский бренд Benjamin Moore фантазирует на тему морских глубин. Эгейский чирок, который по версии экспертов компании стал цветом 2021 года, — сложный, интригующий и многогранный, с уникальным балансом синего, зеленого и серого. Интересно, что цвет хоть и успокаивающий, но оптимистичный, и эксперты бренда уверяют, что выбрали его главным на этот сезон задолго до пресловутой пандемии и того периода, когда люди пересмотрели свое отношение к дому полностью. Вот оно, чутье и способность предугадывать тренды! Манящий и притягательный цвет, по мнению Benjamin Moore, абсолютно универсален, так как гармонично объединяет теплые и холодные оттенки. Специалисты компании рекомендуют его к активному использованию не только для стен, но и для мебели и дверей. К цвету года Benjamin Moore предлагает еще одиннадцать оттенков-компаньонов, излучающих, по мнению экспертов, тепло и благополучие.
текст: Елена Федотова фото: Алексей Климов
2020-й стал для всего мира годом потрясений, перемен и катаклизмов, как внешних, так и внутренних. Крупные мировые компании не могли не отреагировать на ситуацию — в наступившей реальности предлагают нам успокоиться и наполниться позитивной энергией.
Benjamin Moore
Эгейский чирок,
2136-40,
сине-зелено-серый

Финский бренд красок Tikkurila выбрал цветом года мягкий светло-голубой оттенок.
Цвет летнего неба Кумулус призван подарить не только спокойствие, но и чувство уверенности в завтрашнем дне. Жизнеутверждающая палитра бренда 2021-го вселяет надежду и побуждает людей внести свой вклад в создание лучшего будущего.
Кумулус сравнивают с глотком свежего летнего воздуха, подобно вдохновляющей его стихии, оттенок Y354 легко и гармонично впишется практически в любой интерьер и будет прекрасно сочетаться с различными материалами. Эксперты Tikkurila рекомендуют миксовать светло-голубой с деталями из светлых пород дерева и чистыми белыми поверхностями для классических образов, а также с яркими и насыщенными оттенками — для активных жизнерадостных комбинаций.
Tikkurila
Кумулус, Y354,
светло-голубой

В общем тренде движется и английский производитель красок Little Green, который обозначил самой модной в этом году — палитру естественных оттенков камня Stone. В нее включили 36 натуральных цветов, разделенных на шесть групп, каждая из которых призвана продемонстрировать широту спектра натурального камня. Группы в свою очередь, разделили по тонам и за основу каждого из них взяли пигменты природного происхождения: красную и желтую охру, сиену и умбру, копоть и зелено-коричневый. Коллекция теплых оттенков Stone по задумке экспертов бренда будет знаменовать долгожданный уход от серого, который правил бал в интерьерах на протяжении последнего десятилетия. Палитру-2021 Little Green уже амбициозно называют «новыми нейтральными» и рекомендуют использовать в качестве универсального фона в любом помещении дома.
Little Green,
Камень
НИЧЕГО ЛИШНЕГО
На что делают ставку современные производители оборудования для ванных комнат. Новинки из ассортимента салона «ВестПайп».
— Мы стремимся стать ближе к природе во всех сферах жизни. Интерьер — не исключение. Природа черно-белой не бывает, цветная керамика и сантехника, да и в принципе цвет в дизайне всей ванной комнаты — актуальное веяние последних сезонов. Однако если год-два назад в моде были яркие тона либо тотальный черный, то сейчас фокус сместился в сторону натуральных, естественных оттенков — теплого коричневого и бежевого, мшистого темно-зеленого, серого, матового белого.
Бренды сантехники, представленные в компании «ВестПайп», предлагают оригинальные модели во всех палитрах. Особое внимание рекомендуют обратить на минималистичную серию смесителей и душевых леек в цветах Arnika Titanium, «белый матовый» и нежный Hiacynt Bianco. По-прежнему в тренде золотые акценты.
Встроенные системы
Современные производители уверены, что ни к чему демонстрировать всю «подноготную» сантехники, поэтому ставку делают на системы скрытого монтажа, с минимальным количеством видимых технических элементов — все подводы прячутся в стене. Встроенные смесители и душевые системы выглядят аккуратно, в духе модной минималистичной стилистики, к тому же за ними проще ухаживать, что особенно важно в эпоху, когда время становится самым ценным ресурсом.

Юлия Березуцкая, коммерческий директор
ТД «ВестПайп»:
Технологичность
Современный дом — в первую очередь комфортный, и для достижения этого удобства фабрики все больше совершенствуют технологии. Одна из новинок, которую предлагает производитель радиаторов Vario Term, — уникальная система Vario Remote Control. Ее суть в использовании специальных термостатических головок с дистанционным управлением со смартфона. Мобильный термостат загружается в телефон и позволяет на расстоянии контролировать температуру в отдельных комнатах дома, квартиры или офиса. Например, можно снизить градус в помещениях, которые временно не используются; задать определенные значения в каждой комнате; отрегулировать тепло в зависимости от времени суток и количества солнечного света в разных помещениях. Это даст возможность не только легко управлять микроклиматом в доме, но и существенно оптимизировать работу радиаторов, обеспечив максимальный комфорт при минимальном потреблении тепла. С помощью cистемы VRC можно сэкономить до 30% тепловой энергии, используемой в квартире.
Строгая геометрия
Дизайнеры крупных брендов постепенно переходят от сантехники привычных форм к четким квадратам. Нарочито угловатые элементы уместны в ванной комнате современной стилистики. Один совет: чтобы пространство выглядело цельным, подбирайте их в одной коллекции.
«Умная» сантехника
Функциональные крышки для унитаза для нашего потребителя пока не очень привычное явление, но набор их «способностей» не может не восхитить. Как правило, производители наделяют «умную» крышку функцией биде с подогревом воды до комфортной температуры, светодиодной подсветкой и даже феном.
СВОБОДА ВЫБОРА
Аксессуары для ванной комнаты INDA, которые могут служить образцом стиля и функциональности, представлены в салоне «Мир Плитки».

Убеждать, что ванная — это полноценная комната, сегодня уже никого не приходится. Дизайнеры преподносят ее как одно из ведущих помещений в доме, от которого все ожидают особой атмосферы и повышенного комфорта. Новые веяния в оформлении ванной пришли к нам из Милана, где дизайнерское бюро Matteo Thun & Antonio Rodriguez разработало коллекцию аксессуаров Indissima для бренда Inda. Главные ее особенности — легкость, модульность и элегантность. Однако на первое место следует вынести свободу выбора, которую она обещает пользователю. Теперь вы сами решаете, что больше всего нужно для удобства в вашей ванной комнате.
Элемент, из которого родился проект Indissima, — это многофункциональная металлическая планка, наполняемая различными деталями. Дозаторы для мыла, контейнеры для зубных щеток или ватных спонжей, держатели для салфеток... Этими и другими аксессуарами можно заполнить несущую планку и разместить ее в любом месте ванной, к примеру, в зоне раковины под зеркалом.
Но это только начало! Тонкому стальному профилю итальянские дизайнеры нашли множество интерпретаций и создали мебель, душевые кабины, зеркала и аксессуары с решительным, независимым характером. Indissima by Inda — именно та коллекция, которая определяет образ современной ванной комнаты: функциональный и эргономичный подход сочетается с минималистичным и элегантным дизайном.

ВДОХНОВЛЯЕМСЯ ПРИРОДОЙ
Какая плитка завоюет наши сердца и интерьеры в 2021 году, нам поведали в салоне «Элиткерамика», подтвердив рассказ коллекциями из каталогов и из экспозиции.
— Расслабиться и впечатлиться красотой природных материалов — это основное предложение всех ведущих производителей керамической плитки на 2021 год. Природные текстуры, как и прежде, правят бал.
Моду диктуют итальянские дизайнеры, которые призывают нас к спокойствию, стабильности, но ни в коем случае не к скуке. Поэтому природные текстуры в коллекциях керамики — 2021 выразительные и запоминающиеся. Мрамор, оникс, малахит и другие натуральные камни, которые имитирует керамогранит, поражают глубиной рисунка, красотой жилок и тонкими цветовыми сочетаниями. Фабрики обращают наше внимание на мрамор дорогих редких пород, который в природе встретишь нечасто, и единственный способ заполучить камень такой красоты в большом объеме — это приобрести керамогранит с достоверной цифровой печатью. Нам предлагают вечную красоту этого первозданного материала с новыми эстетическими решениями.
Итальянские дизайнеры отводят керамике роль базовой отделки, которая допускает любое стилевое наполнение. Одинаковый мрамор на полу или на стенах (фабрики предлагают работать одним и тем же материалом в разных плоскостях) позволяет сделать пространство как современным, так и классическим.
Достаточно привнести в проект дизайнерскую мебель, символизирующую моду настоящего, и вы получите ультрасовременный интерьер, который при смене декораций легко становится классическим. Поэтому в большинстве своем трендовая керамика 2021 года практически исключает активные тона и принты, однако это не говорит, что цвета нет совсем.
Если раньше в керамике правили 50 оттенков серого, на смену которому пришел белый мрамор «Калакатта», то сегодня это сочные природные цвета, к примеру, зеленая палитра — от мшистых тонов до яркой изумрудности весенней травы.
Если говорить о размерах, то крупный формат по-прежнему № 1. Плиты размером 60х120 см и 120х120 см — одни из самых ходовых. Конечно, чем больше, тем зрелищнее, поэтому слэбы керамогранита 160х320 см остаются на высоте.
Наталья Морозова,
заместитель руководителя салона
«Элиткерамика».
ПРОФИ
ДИЗАЙНЕРЫ
СТУДИИ
САЛОНЫ
КОМПАНИИ
— Дом современного человека — это эргономика, интеллект и обаяние. Однако я в первую очередь в своей работе использую принципы, которые сформулировал Марк Витрувий — это прочность, польза и красота. Безусловно, они актуальны и сегодня. Конечно, за 17 лет дизайнерской практики я сформировал и собственные постулаты проектирования жилых пространств. Первый: в проект необходимо заложить идею. Это его основа и она должна частично исходить от заказчика. Источником вдохновения может стать что угодно — произведения искусства, воспоминания о путешествиях, сказки из детства… Второй: в пространстве не бывает случайных деталей, любой элемент — архитектурный, световой или художественный — просто обязан находиться на своем месте, создавать гармонию целого. Более того, каждый предмет, по мере возможности, должен нести в себе функцию. И третий: в интерьере важен акцент. Декоративная перегородка, светильник, витраж или антикварная мебель — не имеет значения, что именно, главное, чтобы они вписались в среду, в которую их поместили.

— Я 30 лет в профессии и никогда не сомневался, что самое главное в интерьере — это его хозяин. Человека ни в коем случае нельзя «растворять» в пространстве среди модных дизайнерских решений и трендовой мебели. Только комфорт владельца всегда должен быть первостепенен, а дизайн ради дизайна выглядит печально.
Интерьер, который служит удобству человека, надежен с технической, инженерной точки зрения, в нем должно быть много воздуха и грамотно продуманное освещение. Говоря о воздухе, я имею в виду не только простор и большие окна, но и в прямом смысле заботу о качественном микроклимате в помещении. Поддержание нужного уровня влажности, чистоты — все, что напрямую связано со здоровьем. Эти правила незыблемы, в какой бы стилистике ни было реализовано пространство.
В вопросе планирования световой схемы пространства всегда рекомендую обратить особое внимание на так называемую «нижнюю группу» напольных светильников — вокруг обычного торшера можно организовать самую уютную зону отдыха в доме. Это уже хороший задел к успеху.

— В моем случае работе дизайнера (интерьером я занимаюсь пять лет) предшествовало больше десяти лет инженерно-строительного опыта, поэтому я, как профессионал, мыслю объемами и уверена, что в интерьере в первую очередь важны простор и эргономичность. Добавим к этому хорошую оснащенность качественной мебелью и техникой, природные мягкие оттенки, живые растения — и получим абсолютный комфорт! Стремлюсь, чтобы каждый мой проект получался индивидуальным, и вкладываю в это не только эстетический, но и функциональный смысл. Вся корпусная мебель на моих объектах изготавливается под заказ. Я проектирую мебель сама и доверяю ее изготовление компании Domostroi Mebel — c мастерами у нас совместный бизнес и сложившийся профессиональный тандем, так что я на сто процентов уверена в результате.
У каждого пространства своя история и атмосфера, поэтому универсального рецепта идеального интерьера не существует. Правда, сама питаю слабость к предметам старины, особенно из натурального дерева. Антиквариат способен добавить «изюма» в любое пространство.
В интерьере важно создать прочный фундамент, базу, что будет в тренде долгие годы, а если тяготеете к ультрасовременным вещам, актуальность которых гаснет достаточно быстро, добавлять их следует точечно — в аксессуарах, декоре, текстиле и прочих легкозаменяемых элементах.

— Когда меня спрашивают, каким я вижу современное жилое пространство, говорю: «Беспрепятственным в использовании», — то есть минималистичным, технологичным и экологичным. Однако придумать универсальный рецепт для всех интерьеров не получится — все мы разные и каждый проект зависит от психотипа заказчика. За восемь активных лет в профессии я в этом убедилась на практике.
До меня очень важно сделать пространство индивидуальным, именно на уровне ощущений и восприятия. И в этом во многом помогают текстуры (в идеале природные) и живые растения. Впрочем, любой элемент, грамотно подобранный и правильно вписанный в окружение, будет выигрышным и поднимет проект на новую ступень. И при этом вовсе не обязательно, чтобы предмет был ультрамодным или из актуальных коллекций топовых фабрик. К брендам я хоть и отношусь с интересом, но старюсь добавлять их в свои проекты точечно, красиво звучащими нотками, чтобы интерьер не устарел вместе с трендом.

— Более восьми лет я занимаюсь архитектурными проектами, последние два года специализируюсь на дизайне интерьеров, и мой предыдущий опыт дает мне возможность создавать грамотные, тщательно спланированные жилые пространства.
При работе над частным проектом я руководствуюсь принципом: личная зона комфорта у каждого своя, здесь не может быть унифицированных правил, трендов и диктата моды. Есть только два требования, которые всегда в приоритете: безопасность и удобство. Если пространство эргономичное и продуманное, оно априори будет комфортным. Это как белый ровный потолок, с которым, на мой взгляд, любой интерьер смотрится выигрышно.
Есть и элементы, помогающие интерьеру стать более «дружелюбным» для своего владельца. Из обязательных — разноплановое освещение и скрытые подсветки. А еще уютные детали — ковры и текстиль, декор и растения. Все это помогает интерьеру «ожить».

— За моими плечами 13 лет практики, чертова дюжина, зато какая! Все эти годы я работал над разными проектами и в разных условиях и сформировал однозначное мнение: вне зависимости от времени и экономических обстоятельств человеку важен уют. Дом нужно создавать таким, чтобы в него всегда хотелось вернуться. В интерьере ничто не должно раздражать, это все особенно осознали в пандемию, когда психоэмоциональная нагрузка на людей сильно возросла.
Многие современные решения позволяют внести больше комфорта в жизнь, и все же я предпочитаю делать ставку не столько на новшества, сколько на проверенное временем качество. В этих вопросах я достаточно консервативен.
Все мои принципы проектирования служат созданию уютной обстановки и формированию личного пространства. Люблю простые, неперегруженные интерьеры и всегда советую заказчикам следовать в этом направлении. Возьмите за девиз шведский термин Lagom, который переводится как «достаточно, равновесие или в самый раз», и у вас получится идеальный самодостаточный интерьер, радующий не один год.
— Есть три базовых элемента, на которых я основываюсь при проектировании интерьера: воздух, комфорт и сложные цвета. Это важные составляющие, равно как и грамотная планировка пространства, которая учитывает индивидуальность каждого члена семьи.
Я никогда не занимаюсь проектом в одиночку, мой заказчик — мой соавтор. Все идеи студии он должен пропустить через себя, ведь мы создаем уникальный интерьер для конкретной семьи с ее особенностями. Я чутко прислушиваюсь ко всем пожеланиям и ощущениям клиентов и нередко вывожу их на более смелые решения. Например, сложные цвета, ведь они делают нашу жизнь ярче и веселее, так почему бы не согласиться на небольшую авантюру в своей квартире или не привнести в пространство предметы искусства или винтаж? С ними любой интерьер будет интереснее!

— Каким я вижу пространство современного дома? Функциональным, лаконичным, эстетичным, а значит, счастливым. При этом тонко отражающим внутренний мир и характер заказчика, его образ жизни, ценности и привычки. Еще на этапе планировки считаю важным представить клиенту, каким будет пространство в объеме и какие функциональные решения будут применены.
На протяжении всех лет работы я в своих проектах уделяю особое внимание технически продуманным, интересным сценариям освещения, которые помогут зонировать помещение, раскрыть достоинства интерьера и расставить акценты. Свет — это несомненный тренд, который не теряет своей актуальности и работает при любой стилистике.
Каждый элемент интерьера, по моему твердому убеждению, должен быть на своем месте и в гармонии с остальным пространством. Тогда и только тогда получится эстетичный интерьер вне времени.

— Когда я проектирую интерьер, то вижу его эргономичным, экологичным и «умным». По моему мнению, именно такой дом нужен современному человеку, и я стремлюсь его создать.
Моя цель как дизайнера — сформировать пространство, в котором комфортно всем членам семьи (или рабочего коллектива), и не только сейчас, но и в некотором последующем времени. Первый, важный шаг при проектировании — это эргономика, планировка, функционал. На этом этапе мы «пишем сценарий» будущей жизни. Далее — стилистика, инженерия, освещение. И только потом мы «оживляем» интерьер, наполняем его позитивными эмоциями — мебелью, текстилем, декором.
Я не зря употребляю слово «мы», ведь работа над проектом — это всегда совместное творчество дизайнера и заказчика. Наша общая задача — создать уникальный, комфортный интерьер, и я помогаю клиенту пойти правильной дорогой. Например, обращаю внимание на актуальные тренды в дизайне. Они возникают в результате исследований, анализа рынка, изучения психологии и потребности людей и поэтому во многом оправданны. Или предлагаю внести в интерьер произведение искусства — это более тонкий подход, тоже ведущий к успеху.

— Еще в I веке до н. э. римский архитектор Витрувий описал архитектуру тремя словами: польза, красота, прочность. Считаю, что эти же критерии применимы и к созданию современного интерьера. Меняются стили, тенденции, но на этих трех столпах стоит и дизайн. Следуя заветам Витрувия, все семь лет своей практики я стараюсь донести до заказчиков, что в первую очередь важна удобная планировка и эргономика пространства. Красота же у каждого своя, но здесь главное — выдержать стиль (даже если это эклектика), композицию, цветовую гармонию. Всегда настаиваю на выборе качественных материалов: от напольных покрытий до мебели и выключателей. Нельзя экономить на отделке, мебель легко можно поменять, а решить проблему потрескавшейся плитки или пожелтевшего потолка куда сложнее.
Созданный по этим правилам интерьер, в котором есть идея, грамотная планировка, функционал и индивидуальность, проживет долго и не потребует дополнительного украшательства. Поэтому я очень четко разделяю понятия «дизайн» и «декорирование». Настоящий дизайнер, на мой взгляд, делает ставку именно на работу с пространством. Владельцы дома впоследствии уже сами могут наполнять интерьер любимыми вещами.
По тем же причинам никогда слепо не следую сиюминутным течениям, которые очень быстро приедаются. Конечно, как любой профессионал, я слежу за трендами, но в своих проектах всегда стараюсь придумать что-то непохожее на то, что делают все. Любое, даже самое оригинальное решение должно быть уместно и логично в интерьере. Хорошо работают контрасты (например, акцентный красный камин на фоне белой стены) или современная люстра в классической обстановке.
— Дизайном интерьеров я занимаюсь около пяти лет, но к этой профессии шла всю свою сознательную жизнь, начиная с обучения в художественной школе и далее в архитектурно-строительном университете.
При работе для меня самое главное — архитектура пространства, важно грамотно подчеркнуть его достоинства и замаскировать недостатки. Она столь же первостепенна, как и атмосфера — чувственная составляющая интерьера.
Дизайн должен вызывать эмоции, не быть занудным и безликим, поэтому я всегда стремлюсь сделать проект запоминающимся, но гармоничным. Секрет успеха — в балансе, люблю миксовать предметы разных стилей и авторов (к примеру, мой любимчик — кресло Mad King Poliform от Марселя Вандерса в красном цвете), но так, чтобы они не спорили друг с другом.
Интерьер — продолжение личности человека, и мне важно создать для своего заказчика пространство, которое станет для него местом силы. У каждого из нас свой источник вдохновения. Для меня это часто произведения искусства — живопись, малые скульптуры, графика и керамика. Они «закручивают» интерьер, фокусируют на себе внимание. Поэтому я часто советую своим клиентам начать дизайн именно с них.

— В профессии я без малого 35 лет, практиковать начала сразу после окончания института. Все это время стараюсь придерживаться, по сути, одних и тех же незыблемых правил, сформулированных еще архитекторами Древнего Рима. Говоря современным языком, любой интерьер должен быть функциональным и практичным, служить долго, оставаясь эстетичным и красивым. Все эти параметры в понимании каждого конкретного заказчика индивидуальны, особенно в том, что касается декоративности. Одни ориентируются на классику, другие на моду. За мою обширную практику интерьерная мода менялась десятки раз, я слежу за этими процессами и всегда стараюсь идти в ногу со временем. Уже не первый сезон в тренде природные текстуры, очень люблю использовать их в своих проектах и считаю беспроигрышным фоном для любой мебели и аксессуаров. В качестве акцентов в современных интерьерах отлично работают сюжетные фрески, а удачным декоративным решением станет использование разнообразных зеркал.

— Современный интерьер должен быть в первую очередь комфортным, сдержанным и одновременно изысканным. Всем этим параметрам, если исходить из моего опыта работы, лучше всего отвечает классика в актуальной сегодня интерпретации.
В любом случае стилистику при проектировании интерьера я бы поставила на второе место, вынеся на первое жилищные законы и нормы. Безопасность и комфортность жилья всегда должны быть в приоритете. Тем более что сегодня главный тренд в дизайне интерьера, на мой взгляд, — не следовать полностью канонам определенного стиля и не делать, к примеру, «стерильный» лофт или безупречную скандинавскую эстетику. Любой стиль лучше видоизменять и дополнять, чтобы интерьер был «живым». И обязательно вносить элементы авторского дизайна. Я увлекаюсь живописью и обычно сама пишу картины для своих объектов. Произведения искусства способны связать воедино различные детали обстановки, поддержать палитру или привнести цвет в интерьер. Также много внимания следует уделить текстилю. Советую на нем не экономить, ведь именно текстиль придает пространству уют и атмосферу, при желании с его помощью можно полностью видоизменить обстановку.
— Я не работаю по шаблону. Всегда строю интерьер на нюансах сложных цветовых сочетаний и фактур, предпочитаю натуральные материалы, которые никогда не надоедят и не потеряют актуальности. С уважением отношусь к трендам, но осознаю, что они меняются чаще, чем мы обновляем свои дома, поэтому стремлюсь проектировать вневременные и универсальные интерьеры, оставаясь при этом в рамках заданного бюджета.
Я сама выбираю все предметы домашней обстановки — они должны быть удобны и красивы, функциональны и экологичны. В наполнении декором все очень индивидуально — атмосферу могут создавать семейные фото, любимые коллекции. Зачастую интерьер наполняется вещами постепенно, но сколько бы ни прошло времени после завершения работы, я всегда на связи с заказчиком, даю советы и консультации. Для меня важно, чтобы мои клиенты были уверены, что получат результат, который превзойдет их ожидания.

— В любом из своих проектов я стараюсь гармонично сочетать уют и функциональность. Мое главное правило дизайнера — грамотно организовать пространство, создать комфортную обстановку индивидуально для каждого заказчика. Однако декоративная составляющая также важна. При этом первостепенно не столько украсить, сколько придать нужную атмосферу интерьеру, и с этим хорошо справляются предметы с историей, антиквариат, семейные реликвии и фотографии.
Декорирование как таковое способно качественно улучшить интерьер, привнести эмоции. Даже если я оформляю интерьер в классическом ключе, всегда пробую использовать что-то остро актуальное: цвет в акцентах, современное освещение. С трендовыми предметами нужно быть аккуратными, чтобы не переборщить, но совсем не обращать на них внимание тоже нельзя. На протяжении 10 лет профессиональной деятельности я стараюсь воплощать в жизнь модные и при этом комфортные интерьеры.
— Когда вы приступаете к проектированию, начните с построения пространства и сделайте его максимально логичным. Этот совет я даю своим заказчикам уже на протяжении 15 лет (именно столько времени я профессионально занимаюсь дизайном) и на практике убедилась в его правильности. На мой взгляд, идеальный интерьер — эргономичный, легко трансформирующийся и, конечно же, уютный. В пределах даже небольшой квартиры можно создать многофункциональное пространство, соответствующее интересам клиента, — цельное, стильное, удобное и по-домашнему приветливое. Здесь хватает места всему и все находится на своих местах.
Не забывайте и о декоративности, уделите особое внимание выбору отделки, цветов и фактур. Какому материалу отдать предпочтение? Лично я часто делаю ставку на металл — абсолютно разный, в зависимости от стиля интерьера — и использую его для создания функциональных и одновременно декоративных элементов. Не менее эффектно смотрятся зеркала — разнообразных форм и размеров, они всегда улучшают пространство.

— Смешно сказать, но дизайном интерьера я занимаюсь еще с конца прошлого века. Я очень люблю помогать заказчикам проходить кошмарные муки ремонта и не терплю людей, которые думают, что все уже знают. Но помогать приходится, правда, с меньшим энтузиазмом. В любом случае я стараюсь объяснить, что хороший дизайн — это не покупка дорогой мебели, обоев или паркета. Дизайн — это совокупность грамотной планировки, эргономики, практичности и, конечно, бюджета, которым располагает заказчик.
Во всем важен разумный компромисс — даже в профессиональном видении дизайнера и бурлящей фантазии клиента. Именно этот союз рождает качественный и любимый интерьер. Я абсолютно уверен: хорошего дизайна без заказчика не бывает.
Если вы хотите создать свой идеальный дом — будьте готовы к решительным действиям. И если для улучшения интерьера требуется что-то разрушить — разрушайте и не жалейте.
Постарайтесь увидеть свою изюминку в каждом помещении. На мой взгляд, самый большой потенциал.
— Главное слово в интерьере — это «баланс». Баланс функциональности и декора, лаконичности и комфорта. Добиться этого невозможно при помощи одного дизайнерского приема или одной выигрышной вещи. Равновесие достигается при сочетании множества факторов, и это всегда комплексный подход к проектированию интерьера. Солирующим предметом, оживляющим пространство, может быть все что угодно — природные материалы, живые растения или арт-объект, эффектное освещение или цветовое решение. Что поставить на первое место, решает заказчик, ведь это в зависимости от его вкусовых предпочтений, взглядов на стилистику и декоративность дизайнер проектирует пространство и предлагает свои варианты. Конечно, я, как профессионал, оказываю влияние на выбор, но только в рамках, обозначенных клиентом. В этом и заключается мастерство дизайнера: создать индивидуальный интерьер инструментами, которые доступны заказчику.
В профессии я восемь лет, и за это время осуществил множество проектов. Всегда стремлюсь к авторскому дизайну без клише и копирования.
Стараюсь идти своим путем и не обращать внимания на диктат мировой моды. Получается? Не всегда. По крайней мере, есть желание и потребность создавать что-то свое, а следование за трендами ограничивает.

— Главная задача дизайнера — качественно изменить жизнь заказчика, основываясь на его пристрастиях и собственном профессиональном опыте.
За моими плечами 18 лет создания интерьеров. Каждый раз, занимаясь проектом (а это объекты совершенно разных стилей), я стараюсь сделать «дом современного человека» — функциональный, уютный, красивый. Причем прийти к желаемому результату удается абсолютно разными способами. Одни клиенты желают жить в модной обстановке, отражающей тренды современного дизайна, другие делают ставку на винтаж.
Лично я очень люблю работать с раритетом, антикварные вещи несут в себе историю, очарование ушедшей эпохи. Даже в ультрасовременный интерьер можно внести нотки старины, но чтобы удержаться на тонкой грани прошлого и будущего, нужна рука профи — грамотного дизайнера.
К модным трендам тоже отношусь с большим вниманием. Они во многом влияют на представления моих заказчиков о современном дизайне и безотказно работают, если надо создать актуальный интерьер с невысоким бюджетом. Но когда мы реализуем проект класса «люкс», я всегда обращаю внимание своих клиентов на «иконы дизайна» — вещи вне времени.

— Quadratisch, praktisch, gut. Нет, это не уроки немецкого! Это в определенной мере краткое описание дома современного человека. Отсюда и основные принципы проектирования, которыми я руководствуюсь в своей работе дизайнера уже девять лет. Главное в интерьере — это эргономика и зонирование!
Привычки заказчика и бытовые мелочи — все имеет значение и все мною обязательно учитывается при разработке проекта. Каждая мелочь — это деталь большого механизма, который называется «интерьер», и он непременно должен быть живым: подвижным, трансформируемым и эмоциональным.
Живым и интересным пространство делают анималистические темы и флора. В моих проектах, как правило, много зелени, активно использую растения — живые, стабилизированные, искусственные.
Идеальными поставщиками энергии в интерьер являются картины (абстрактные, футуристические) и параметрические формы (от декора до мебели). Я давно интегрирую их в своей работе и считаю, что за параметризмом будущее дизайна и архитектуры.
Мне вообще нравится заглядывать вперед, поэтому внимательно отношусь к трендам в дизайне (ведь то, что считается трендом сегодня, может стать классикой завтра), но использую очень дозированно, чтобы заказчику не захотелось сделать новый ремонт через два года после новоселья.
Вот чему я действительно уделяю внимание, так это деталям! Дверные и мебельные ручки, аксессуары, зеркала различных форм и размеров, молдинги, текстиль… Они творят чудеса!
— Когда меня спрашивают о рецепте идеального интерьера, с удовольствием делюсь: «Нарезаем грамотно пространство, добавляем функционал, примешиваем стиля по вкусу, приправляем материалами, чуть посыпаем декором и варим (строим) до полной готовности!» Однако итог всегда будет разным, в зависимости от умения «повара» и желаний его заказчика.
Студии «7 Точек» уже более 16 лет — и за это время у нас не было двух похожих интерьеров. Но в них непременно имеются главные составляющие: функциональные решения, эстетика, комфорт и атмосфера. При проектировании мы всегда следуем вектору, заданному клиентом, но при этом делаем все чуть больше, чуть шире и чуть правильнее.