— Архитектор и врач — профессии одного порядка, обе влияют на качество жизни людей. Ты считаешь это утверждение верным?
— Думаю, что в этом много правды. Степень ответственности за качество жизни людей, конечно, абсолютно разная, но и врач, и архитектор — это действительно серьезное высшее образование, и те и другие учатся минимум шесть лет. Будущий архитектор изучает массу дисциплин: архитектурные конструкции, начертательная геометрия, материаловедение, сопромат, история архитектуры, ландшафтное проектирование, проектирование интерьера, рисунок, скульптура... Достаточно длинный список, дающий понимание, почему многие архитекторы успешно занимаются дизайном — как интерьерным, так и предметным.
— Где лучше учиться архитектуре — в России или за рубежом?
— Сложно ответить однозначно. Достаточно трудно сравнивать две системы образования, которые во многом разнятся. Наше, российское, построено на авторитете преподавателя, который учит правилам, преимущественно стандартному мышлению, а не самовыражению. К тому же многие вузовские наставники часто не являются практикующими архитекторами, что тоже отражается на качестве обучения. В Европе другой подход к образованию. Когда я проходила курс повышения квалификации в Миланском политехническом университете, то оценила совсем иной формат подачи информации: приглашенные успешные и активно практикующие архитекторы на примерах своих реализованных объектов делились авторскими приемами в работе — как они проектировали и как происходил процесс. Для меня, как и для многих архитекторов постсоветского пространства (а образование я получала в Минске), это было моментом вдохновения, серьезным творческим стимулом на креатив.
Опять же, мои сыновья сегодня обучаются в Европе. Старший окончил МАрхИ, сейчас продолжает образование архитектора в магистратуре в Барселоне, младший учится на экономиста в Праге. И тот и другой утверждают, что европейское образование круче. Другой подход.
— Ты занимаешься комплексным проектированием (архитектура, интерьер, ландшафт). Считаешь это правильным или прибыльным?
— Комплексное проектирование — это не про деньги, это про результат. Если объяснять «на пальцах», то можно сшить одно платье, а можно придумать образ, целую коллекцию, историю с продолжением. Мне нравится создавать коллекции. Когда я работаю над проектом дома, точно имею представление, каким он будет снаружи, как будет выглядеть внутри и какое ландшафтное сопровождение ему подойдет. Концептуально весь проект я продумываю сама, но его детализация и особенно реализация — это большая командная работа, которая без привлечения специалистов невозможна. К примеру, грамотно выстроенную картину ландшафтной среды может создать только профи в этом направлении.
— Для женщины заниматься архитектурой — это трудный хлеб?
— Заниматься архитектурой интересно, но сложно. Женщину-архитектора зачастую не воспринимают как авторитет, и это во многом российское стереотипное мышление. Женщине, чтобы стать успешным архитектором, нужен характер, упертый характер, подстегиваемый профессиональными амбициями.
— Все архитекторы говорят, что хотят проектировать красивые здания, почему мы тогда живем в скучных однотипных кварталах?
— Многоквартирные дома — это отдельная история. Ментально российский инвестор пока не готов тратиться на действительно интересные решения. Когда начинается бухгалтерия, как правило, чаша весов склоняется не в пользу красоты и эстетики. С другой стороны, сегодня среди застройщиков большая конкуренция и уже есть возможность сподвигнуть заказчика на эффектные решения и на определенные затраты в пользу эстетического восприятия объекта. Думаю, скоро в Калининграде начнут появляться инновационные жилые кварталы с авторским почерком архитектора.
— Дома со стеклянными фасадами — это модно?
— Модно, но не просто. Лично мне такая архитектура с большой площадью остекления фасадов очень импонирует, и есть идеи строительства такого здания. Но если говорить откровенно, многие заказчики психологически не готовы к воплощению подобных проектов. Приведу пример, уже банальный для современного интерьера: стеклянная перегородка между спальней и ванной комнатой или ее отсутствие. Красиво, просторно, но мало кто решается. По сути, строительство собственного дома — это стремление получить в первую очередь чувство безопасности, ощущение защищенности. Дом с прозрачными стенами — это большая степень открытости, поэтому такие здания крайне важно помещать в среду, которая создает спокойствие и убеждает в надежности. Вспомните канонический пример современной архитектуры — «стеклянный дом» Фарнсуорт Людвига Мис ван дер Роэ идеально интегрирован в ландшафт, абсолютно гармонично.
— Eco Friendly — мы доросли до этого понятия в архитектуре?
— Пока нет. То, что для многих стран уже норма (особенно для скандинавов), для нас еще долгая перспектива. Но мы неминуемо погрузимся в этот процесс, особенно Калининград, мы все-таки Европа в России и привыкли ориентироваться на Запад. Конечно, я тоже стараюсь опираться на европейскую практику и мировой опыт, но все же не имею большой возможности проектировать то, что хочу, без оглядки на желания и возможности заказчика.
— Если бы ты проектировала дом для себя, что в нем было бы непременно? И что ты обязательно вносишь в проект для заказчика?
— И в том и в другом основной доминантой дома будет лестница, а также наличие «второго света». Во всех моих проектах лестница определяет все внутреннее пространство. Я никогда не прячу ее и стараюсь делать максимально эффектной. В моем собственном доме в обязательном порядке должны быть еще две комнаты: гардеробная и ванная. Именно гардеробная КОМНАТА с окном, а не подсобное помещение со стеллажами. И именно ванная КОМНАТА, тоже с окном, лучше в пол.
В проекте для заказчика, пожалуй, обязательными будут просторный санузел хотя бы 15–20 квадратных метров и отдельное техническое помещение, где сосредоточится вся инженерно-коммуникационная система дома и все оборудование.