Как вы пришли в дизайн, это ваше профильное образование?
— Если вы имеете в виду диплом о высшем образовании, то нет. Я дипломированный экономист и психолог. Интерьеры вошли в мою жизнь лет десять назад. Уже долгое время занимаюсь хоумстеджингом, помогаю создавать интерьеры для продажи жилой недвижимости. И до определенной поры я не выходила за рамки своих объектов — не то чтобы не решалась, просто не было потребности. Клиенты сами меня нашли. Один из покупателей, который приобрел квартиру с моим ремонтом, обратился к риелтору с просьбой познакомить его с дизайнером, чтобы попросить оформить дом. Я восприняла это как знак судьбы и согласилась.
Если клиент определяет стилистику интерьера, которая вам не очень близка, вы беретесь за работу?
— Берусь, ведь моя задача создать интерьер, который, прежде всего, понравится заказчику, а не только мне. «Самое худшее, что любой декоратор может сделать, это дать клиенту ощущение, что он гуляет в чужом доме. Интерьер должен принадлежать владельцу», — это фраза американского декоратора Билли Болдуина, и я считаю ее заповедью любого дизайнера.
У вас есть комплекс «растрачивания» чужих денег? Ведь вещи для своих проектов профессионалы подбирают далеко не бюджетного уровня.
— Нет, сужу по себе: если мне нравится вещь — я ее куплю, и цена при этом сыграет самую последнюю роль. У меня есть коллекция вещей, которые я приобрела, потому что просто в них влюбилась. Причем не для какого-то конкретного проекта, многие покупки месяцами лежат на стеллаже в подвале в ожидании своего интерьера, где они будут на своем месте. Муж уже не удивляется, когда я появляюсь дома с новой люстрой и заявляю: «Снимаем боксерскую грушу и вешаем ее!»
Фейки — хороший способ снизить затраты на интерьер, но как к ним относиться?
— Это выбор каждого, лично я не люблю. Иметь фейковую вещь в интерьере — это как надеть майку за 300 рублей с надписью CHANEL во всю грудь. Лучше купить просто белую футболку — и выглядит лучше, и казаться наивными не будете. В интерьере работают те же правила, но у каждого заказчика свои понятия цены и ценности.
Кто сейчас преимущественно заказывает дизайн интерьера, возраст этих людей, социальный статус?
— Абсолютно разные люди, как по возрасту, так и по роду деятельности. У меня есть принцип: не распространяться о своих клиентах, но если говорить о тенденциях, то средний возраст заказчика за последние годы значительно «помолодел». Если лет десять назад услугу дизайнера в основном приобретали люди, которым за 40, то сегодня 25-летний человек, заказывающий себе интерьер, — явление если не обычное, то достаточно частое. Вырос класс молодых успешных бизнесменов, айтишников, неплохо зарабатывающих, имеющих четкое представление о качестве жизни. Кроме того, они не планируют заниматься ремонтом самостоятельно, так как привыкли делегировать несвойственные им задачи профессионалам. Я и сама по возможности делегирую все, что не касается моей работы. К примеру, у меня есть стилист одежды, и не потому, что не могу сама сформировать гардероб, — могу, но подбор луков и хождение по магазинам требует времени, а для меня оно дорого.
Сформулируйте свое «правило 3х3» идеального пространства. Назовите три цвета и фактуры, которые обязательно внесли бы в собственный интерьер.
— Синий, белый и малиновый. Белый — по сути, это даже не цвет, а база, без которой не обойтись. Синий — уверенность и доверие, мой любимый. Малиновый — радость и позитив, даже не знаю, почему назвала, интуитивно, потому что лето. Если выбирать фактуры и материалы, то это дерево, бархат и стекло. Дерево — натуральность, честность и уют в интерьере. Стекло — легкость и прозрачность, отличный инструмент для зонирования, бархат — тепло и тактильность.