КАЛИНИНГРАДСКИЕ ДОМА
читайте в электронном виде
ЖУРНАЛ
СЛОВО РЕДАКТОРА
Апрель принес в нашу жизнь оживление и надежду, что мрачные времена позади. В дизайнерской среде все началось с MosBuild (0+)— международной выставки интерьерных решений, строительных и отделочных материалов. Пожалуй, это самое крупное событие отрасли с прошлой весны. Дизайнеры, архитекторы, производители и дилеры мебели, оборудования, материалов отделки, текстиля и освещения устремились в «Крокус Экспо». В основном свою продукцию там представляли отечественные производители, но и бренды из ближнего зарубежья, а также из Турции, Италии, Испании и Португалии, пусть и немногие, тоже смогли оформить свои стенды. Вообще, надо заметить, что пандемия принесла российским компаниям ощутимую пользу — наконец-то мы обратили на них внимание и осознали, что не только итальянским дизайном жив интерьер. Вот и в этом номере нашего журнала мы рассказываем о четырех российских компаниях, которые открыли свои представительства в Калининграде. Для нашего города заметный прирост.
Чем еще примечателен апрель? Конечно, космосом! В этом году исполняется 60 лет полету Юрия Гагарина. Мы не смогли обойти вниманием эту тему и сделали подборку предметов с космическим дизайном. Тайны Вселенной по-прежнему будоражат умы дизайнеров, и они создают плитку, имитирующую поверхность Марса, рисуют обои с изображением Луны и проектируют светильники по форме планет.
Ну, а теперь о земном. О чем мы думаем в апреле? Естественно, о лете! Ведь если не позаботиться о нем, пока на деревьях только распускаются листья, то оно может пройти и мимо. Поэтому именно в этом номере мы даем советы, как обустроить бассейн возле дома, чем вымостить дорожки в саду, и рассказываем, какая уличная мебель будет служить образцом не только стиля, но и комфорта.
Все, господа, время депрессий прошло! На дворе апрель — солнечный и полный надежд.
КАЛИНИНГРАДСКИЕ ДОМА | 08 | 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Бывшая вилла Waldfrieden в Зеленоградске привлекает к себе внимание двумя моментами: сохранившейся архитектурой конца XIX века и знаменитым жильцом, занявшим одну из квартир на верхнем этаже. Историк моды, ведущий телепередачи «Модный приговор» на Первом канале Александр Васильев пригласил «КД» в гости.
В подъезде слегка пахнет сыростью (ожидаемая визитная карточка подобных домов) и котами. На полу довоенная плитка (по виду Villeroy & Boch, но не ручаемся), а на верхние этажи ведет деревянная лестница. Из-за двери квартиры Васильева слышна музыка, будто сорвавшаяся с пластинки граммофона, и доносится французская речь — хозяин говорит по телефону. Там явно другой мир.

— Заходите, заходите! — Александр Александрович радушно приглашает в дом. — Не разувайтесь, здесь нет проблемы с полом. Что вы хотите увидеть? Все? С удовольствием покажу.
В квартире восемь комнат, не считая ванной и кухни. Все помещения плотно меблированы, на стенах обилие картин, множество декора и искусственных цветов. Первое ощущение — музей. Но буквально один миг — и оно рассеивается, ты погружаешься в теплую домашнюю обстановку.
Текст: Елена Федотова.
Фото: Алексей Климов (интерьер),
Татьяна Мозжухина (портрет)
МОЙ МИР НЕ ТЕРПИТ ПУСТОТЫ
Встречу с Александром Васильевым в его квартире в Зеленоградске можно назвать большой удачей. Более гостеприимного хозяина и более увлекательного рассказа об интерьере и истории дизайна нам слышать, пожалуй, не доводилось.
— Александр, вас знают как историка моды и телеведущего, но вы также преуспели в дизайне интерьеров. Расскажите об этом.
— Действительно, я оформил много интерьеров и для себя, и для других людей, и всегда работал только в чистых исторических стилях. Никогда не пользовался современными приемами декорирования, это участь других людей, у которых нет шанса общаться со стариной. Они мешают все, называя это стилем фьюжн, и гордятся тем, что сделали. Возразить им можно только одно: «У вас фьюжн, потому что Бог не дал вам таланта видеть чистоту линий». Мне судьба подарила шанс распознавать уникальные вещи, находить интересные экземпляры и жить среди них. Я ярый противник современных интерьеров. Хотите узнать почему? Ровно через пять лет любой современный интерьер устаревает, перестает быть интересным.
— Ваш дом в Зеленоградске оформлен в стиле ар-нуво. Это ваш фаворит?
— Это исторический стиль, который я люблю. Один из... У меня семь домов в разных странах мира, и все они оформлены по-разному.
Если говорить об интерьере, в котором мы сейчас находимся, то это скорее югендстиль, чем ар-нуво (так называется французская версия стиля). Югендстиль более сдержан, прямолинеен и больше подходит этой старинной немецкой вилле. Когда я приобрел недвижимость в Зеленоградске, бывшем Кранце, в доме, построенном в 1898 году, у меня не было никакой альтернативы югендстилю, он здесь естественен и гармоничен.
Так случилось, что сегодня моя квартира уникальна для Калининградской области, на этой территории нет больше ни одного примера частной собственности, которая демонстрирует югендстиль вживую и в таком объеме. Это действительно жилая квартира, а не музей, по которому я хожу, сдувая пылинки.
«В квартире сохранилась изразцовая печь в ярко-желтом цвете. Некоторые плитки были выбиты, я нашел мастеров, которые изготовили новые и вернули их на прежнее место. Так вот, эта печь буквально продиктовала цвет комнаты: с первого взгляда на нее было понятно, что никакой другой, кроме желтого, она не примет. И я согласился — пусть это будет Янтарная гостиная».
— Александр, вас знают как историка моды и телеведущего, но вы также преуспели в дизайне интерьеров. Расскажите об этом.
— Действительно, я оформил много интерьеров и для себя, и для других людей, и всегда работал только в чистых исторических стилях. Никогда не пользовался современными приемами декорирования, это участь других людей, у которых нет шанса общаться со стариной. Они мешают все, называя это стилем фьюжн, и гордятся тем, что сделали. Возразить им можно только одно: «У вас фьюжн, потому что Бог не дал вам таланта видеть чистоту линий». Мне судьба подарила шанс распознавать уникальные вещи, находить интересные экземпляры и жить среди них. Я ярый противник современных интерьеров. Хотите узнать почему? Ровно через пять лет любой современный интерьер устаревает, перестает быть интересным.

— Ваш дом в Зеленоградске оформлен в стиле ар-нуво. Это ваш фаворит?
— Это исторический стиль, который я люблю. Один из... У меня семь домов в разных странах мира, и все они оформлены по-разному.
Если говорить об интерьере, в котором мы сейчас находимся, то это скорее югендстиль, чем ар-нуво (так называется французская версия стиля). Югендстиль более сдержан, прямолинеен и больше подходит этой старинной немецкой вилле. Когда я приобрел недвижимость в Зеленоградске, бывшем Кранце, в доме, построенном в 1898 году, у меня не было никакой альтернативы югендстилю, он здесь естественен и гармоничен.
Так случилось, что сегодня моя квартира уникальна для Калининградской области, на этой территории нет больше ни одного примера частной собственности, которая демонстрирует югендстиль вживую и в таком объеме. Это действительно жилая квартира, а не музей, по которому я хожу, сдувая пылинки.
— Расскажите про свой дом.
— Это старая немецкая вилла Вальдфриден («Лесной мир»), одна из восьми на бывшей Гогенцоллернштрассе, что на окраине Кранца. В довоенные времена она сдавалась для летнего отдыха, каждая семья отпускников занимала по этажу.
Сначала я приобрел квартиру на нижнем этаже, там теперь живет моя сестра, а позже выкупил и эту. Когда я зашел сюда в первый раз, здесь была пещера кроманьонского человека. Коммуналка, которую сдавали по частям в аренду. В одном крыле квартиры жили черные добытчики янтаря, и они вовсе не заботились ни о быте, ни об уюте.
Я выкинул отсюда многое, но ничего исторического. Восстановил каждый угол — деревянные полы, двери, окна. Этому меня научили в Париже, где я прожил более 40 лет и впитал бережное отношение французов к старине: если у вас стоит 100-летний стул, то при хорошем обращении у него есть все шансы стать 200-летним.
Все обивки на стульях, креслах и диванах — исторические, их я привел в порядок. Одни просто снял, почистил и вернул на место, другие пришлось заменить полностью — ткани для них приобретались во Франции, в антикварных магазинах. Я хочу, чтобы, когда меня не будет, эта мебель продолжала служить.

— Думаю, у многих вещей в вашей квартире своя увлекательная история.
— У всех! Вот это пианино с надписью Königsberg проделало длинный путь. После войны его из Германии вывез советский офицер, возвращающийся к семье в Иркутск. На нем училась играть его дочь, но когда она выросла, инструмент продали. Я нашел его в антикварном магазине и вернул из Сибири на родину, в бывшую Пруссию. Полностью привел в порядок, пригласил настройщика, теперь инструмент великолепно звучит.
Сиреневая столовая.
— Очевидно, что дизайном своей квартиры вы занимались лично.
— Конечно, я все свои дома оформляю сам. Я сын художника, сам по профессии театральный художник, создавал костюмы, оформлял спектакли, поэтому хорошо обращаюсь с цветом. Кстати, сейчас в Музее изобразительных искусств параллельно с моей выставкой исторических костюмов демонстрируются картины моего папы.
Каждая деталь в квартире выбиралась мною с особой тщательностью. Вот бордюр на стене нарисован при помощи трафарета, рисунки для которого я нашел в немецких книгах начала ХХ века о декоре интерьера в стиле югенд. В Москве мне их вырезали, а здесь мастер Максим нанес, стоя на стремяночке. Я называл цвета.

— В начале 2000-х у вас было дизайнерское бюро «Интерьеры Александра Васильева», оно еще функционирует? И как сложилась судьба премии «Лилии», которую вы присуждали за успехи в области дизайна?
— «Лилии» я вручаю и по сей день. Это премия для самых стильных пространств России и зарубежья, которую я присуждаю отелям, ресторанам, музеям, чьи интерьеры меня тронули. А вот бюро работало только до моего прихода в «Модный приговор». На сегодняшний день Первый канал — мое основное место работы, и на коммерческие интерьеры у меня совершенно не остается времени. Хорошо еще, что мы снимаем программы пулами, и когда после нескольких напряженных съемочных дней наступает антракт, я могу заниматься организацией своих лекций, выставок, спектаклей.
У меня разносторонняя деятельность. Я веду интернет-школу «Формула моды» — учу стилистов; читаю лекции по истории моды и стилей, в том числе и в интерьерах; провожу экскурсии. Вот завтра лечу в Петербург, где с 25 дамами иду в музей Фаберже, а потом на выставку Филипа Трейси, знаменитого английского шляпника. Это мой заработок. У меня большое хозяйство, которое я должен содержать. Вы даже представить не можете, сколько средств вложено в приобретение моей коллекции вещей и костюмов, доставку, реставрацию, фотографирование и описание.
— И сколько, позвольте полюбопытствовать? Вы сами, наверное, точно не считали?
— Отчего же, считал. В коллекции более полумиллиона экземпляров. Средняя цена вещей — от тысячи до 10 тысяч евро. Умножьте сами, получится очень крупная сумма, даже после «усушки и утруски». Покупать старые вещи — это дорого. Даже если вы пойдете на самый плохонький блошиный рынок, вы ничего за 10 евро не приобретете. Доставайте 50, это уже более-менее нормальная цена. А я очень люблю блошиные рынки и многое покупаю. Но надо понимать, что моя коллекция — это не живые деньги, это инвестиции. Я очень надеюсь, что после меня останется музей, и не один. Достанется и Калининграду.

— Насколько должен быть знаменит или богат человек, чтобы сегодня заказать интерьер у Васильева?
— Я сам знаменит и богат, поэтому меня не трогают ни чужие почести, ни деньги. Да и вряд ли найдется тот, кто в состоянии выдержать обустройство интерьера в стиле Васильева. Ведь это должны быть исключительно исторические предметы, в строго заданной стилистике, приобрести их единовременно и обставить дом не получится.
Но интерьеры меня увлекают, и я бы с удовольствием оформил еще парочку для себя. Мое сравнительно недавнее приобретение — квартира в Анталии, которую я декорировал в стиле ар-деко. Дом современной постройки, ему лет десять, бассейн во дворе, сад, а главное — чудесный климат. Это была оплата моей работы в Турции, мне предложили на выбор: деньги либо недвижимость. Но деньги дешевеют, а недвижимость растет, и я выбрал квартиру.
Я горжусь своим цепким умом, тем, что приобрел семь домов в разных странах мира. По крайней мере, я лишен проблем пандемии, всегда могу поехать к себе.

«Мой кабинет в эркере — одно из любимых мест. Я украсил его цветами. Очень люблю цветы, но без ухода они гибнут. Поэтому для интерьера зачастую покупаю искусственные. А почему бы и нет? Искусно выполненные цветы смотрятся очень красиво и не вянут. Просто никогда не покупайте дешевые за два евро».
«Гостевая спальня, в ней любят останавливаться мои хорошие знакомые».
Увлекательная история от дизайнера Светланы Власенко о том, как городская жизнь стала полноправной частью интерьера.

Картина в гостиной написана калининградским художником Григорием Власенко, основателем галереи H. Art (h.art_ru). Именно там Асия Орлова увидела картину с рыбой. По сюжету и цвету она идеально вписалась в интерьер, но не подошла по размеру, поэтому художник нарисовал новую, большего формата, именно для этого проекта.
СПЕКТАКЛЬ ЗА СТЕКЛОМ
текст: Елена Федотова фото: Алексей Климов
Что главное в интерьере? Вид на город и его динамика, решили автор проекта Светлана Власенко и ее заказчики, владельцы кофейни Coffee Сorner. И сделали интерьер, абсолютно нейтральный по настроению, а главную роль отвели самой жизни.
Дизайнер намеренно поставила интерьер на второй план, а на первый вывела эмоции и удовольствия, которые обещает посетителям это место. Хороший кофе, вкусная выпечка и постоянно меняющаяся картинка вокруг. Здесь можно зарядиться позитивной энергией. Заведение открывается в семь утра, и в этом слегка аскетичном пространстве очень приятно включаться в новый день — смотреть, как играет лучами восходящее солнце, как люди бегут навстречу своим делам. Интерьер не кричит о себе — стабильный, геометрически выверенный, с нейтральной цветовой гаммой, внешне очень простой. Но только на первый взгляд. Если вы присмотритесь, то поймете, с какой тщательностью продуман каждый элемент, фактуры и цветовые нюансы.
Картина в гостиной написана калининградским художником Григорием Власенко, основателем галереи H. Art (h.art_ru). Именно там Асия Орлова увидела картину с рыбой. По сюжету и цвету она идеально вписалась в интерьер, но не подошла по размеру, поэтому художник нарисовал новую, большего формата, именно для этого проекта.
Изначально помещение, выделенное под кофейню, было в одном уровне, но его высота (около 5 метров) позволила сделать второй этаж. Его можно сравнить с балконом в театре: все посадочные места ориентированы на «сцену» — окна, за которыми и разворачивается главное действие.
Только пара столиков не предполагает участие в городской жизни. Самый укромный уголок напоминает чилаут. Дневной свет здесь малодоступен, поэтому камерную обстановку создает точно направленное искусственное освещение. А за динамику отвечают панели Orac Decor, использованные для отделки стен.

Партнеры проекта:
паркет — «СБР-студио»; деревянные стеллажи — Smolin Loft;
освещение — «ЭлектрикАрт»; лепной декор — InterioRRoom;
стол-стойка — EK_object; краска, штукатурка — «Маляр»;
изделия из металла — «Пласт Хаус».
НЕ ТАКОЙ КАК ВСЕ
Барбершоп Own на Северной горе для его создателей не просто бизнес, а дело семейное, для души. В интерьере хотелось атмосферы локального уютного места, которое стало бы своим для жителей района. Дизайнеры решили отказаться от стереотипных атрибутов стандартных барбершопов вроде кирпичных стен и мотоциклов на потолках — и сделали ставку на минималистичное пространство, но с яркими акцентами.
— Мы стремились, чтобы Own привлекал внимание уже с улицы, был цветным пятном в городской среде, за которое цепляется глаз, — рассказывает дизайнер проекта Михаил Ленько. — Этого эффекта достигли, используя активный синий оттенок, который присутствует в отделке пола, стен, а также встречается в мебели и светильниках. Материалы подобрали простые и понятные: бетон, металл, мелкоформатная плитка 10х10 см. Вкупе это создает холодную атмосферу «цирюльни», которую смягчают деревянные настенные панели. Таким образом достигается баланс материалов и ощущений в целом. Заказчик одобрил концепцию безоговорочно, все идеи удалось реализовать на сто процентов. Такое доверие — большая удача.
Без нарочитой брутальности и грубого кирпича — дизайнеры Line design studio создали интерьер барбершопа, который рушит стереотипы.
текст: Ольга Синявская
фото: Сергей Мельников
Оригинальное решение зоны отдыха — пространство в пространстве. Диван и столик расположили в фанерном кубе, который «внедрили» в основное помещение. Подвесные качели закрепили на потолке, они словно разрезают его объем. Синий круг на стене — отсыл к «кольцам» парикмахерских ножниц.
Сотовый поликарбонат — один из «рабочих» материалов в интерьере. Из него изготовлены передняя панель стойки ресепшн и перегородка между рабочим залом, отделаны санузел и комната для персонала.
Зеркала в парикмахерском зале буквально врезаны в стену, облицованную плиткой, — так дизайнеры передали эффект внедрения материалов друг в друга. Отражающие полотна изготовлены на заказ в местной мастерской.

Участники проекта:
краска — «Мастерская цвета Dulux»;
зеркала — Zazerkaliye39; сантехника — «Идеалкомфорт»;
плитка — «Бауцентр»; освещение — Gradient Light.
Отделка — «Дом-сервис»
ВЛЮБИТЬСЯ И ОСТАТЬСЯ
Трехметровые потолки и высокие двери невероятным образом визуально увеличивают пространство. Когда все двери открыты, квартира выглядит одним просторным залом. Если же закрыты — разделяется на три уютных комнаты с отличной акустикой. Двери для этого проекта изготовлены с дополнительной шумоизоляцией.
У этой квартиры есть дизайн, но нет заказчика, им только предстоит встретиться. Архитектор Татьяна Киселева рассказала, что такое хоумстейджинг и чем он отличается от традиционного проектирования интерьеров.
текст: Елена Федотова
фото: Светлана Андрюхина
«В моих проектах никогда не бывает штукатурки «под бетон», только честные поверхности, — комментирует автор проекта. — Стиль контемпорари, который читается в интерьере, отражает мое отношение к дизайну и окружающей среде. Я приветствую экологичный подход в любой деятельности, и если можно что-то сохранить или использовать повторно, то так оно и будет. Дело не в экономии, а в деликатности по отношению к миру, в котором мы живем».
— Этот интерьер нельзя оценивать как дизайнерский проект в чистом виде, — рассказывает архитектор Татьяна Киселева. — Это хоумстейджинг — подготовка квартиры к продаже. Главный принцип хоумстейджинга — пространство функционально и эстетически должно быть ценным не для одного человека или семьи, а для большой группы людей со схожими предпочтениями. Поэтому стандартный подход к дизайну здесь не работает. В нашем случае интерьер создавался для семейной пары без детей или для одного человека — людей, любящих природу, но не желающих отказаться от комфорта городской жизни.
Мне очень нравится расположение дома на одной из зеленых улиц Калининграда. Из окон великолепный умиротворяющий вид. Кроме того, подарок от застройщика — идеальные высокие бетонные потолки. Я просто убрала все лишнее, добавила несколько дверей и сделала окна в пол.
Функциональность и высокие требования к организации быта, а вместе с тем обеспечение комфорта пятизвездочного отеля проживающим — это всегда отправная точка в моих проектах.
В интерьере этой квартиры архитектор обыгрывала тему природы Севера: в фактурах потолка и пола из натуральной доски, в орнаменте дверей, дизайне мебели и ковра, в картинах и текстиле. Сдержанность и глубина. Золотые включения делают интерьер теплым и фешенебельным. Концепция полностью закончена. Но у новых собственников всегда есть место для творчества и проявления себя — можно изменить цвет стен, украсить фресками потолок и так далее.
Круговая анфиладная планировка позволяет жильцам объединять и разделять комнаты по своему желанию и беспрепятственно перемещаться по всей квартире: из спальни через гардеробную попасть в спа, никому не мешая, выйти в холл, гостиную, столовую или покинуть жилье.
Проект с серого ключа — от первых набросков до декорирования –– реализован за 14 недель. Скорость — это принципиальный момент для хоумстейджинга. Никто не хочет терять время и деньги. Декорирование в данном проекте тоже своеобразный эксперимент — все предметы обстановки, ковры, декор не приобретены, а взяты в аренду в салоне Prestige. Владельцы квартиры уже сами решат, оставлять ли их здесь.
Текстильное оформление — салон «Караван».
Картины — Юлика Незванкина, Сергей Александров (галерея Artspace). Стайлинг — Алена Пономарева.

СТРОГИЙ И СТИЛЬНЫЙ
Двухкомнатная квартира площадью 67 кв. м находится в новостройке. Еще на стадии покупки недвижимости владельцы пригласили к сотрудничеству дизайнера.
— Это очень практичный подход, который позволяет избежать многих проблем в будущем, как дизайнерам, так и их заказчикам, — отмечает Лев Терехов. — Владельцы этой квартиры — молодая супружеская пара. Свой интерьер они видели в современном стиле и непременно в темных тонах.
Выбранный супругами стиль подразумевает пристальное внимание к игре фактур, количеству естественного света и логике планировки, то есть выдвигает довольно высокие требования к изначальным параметрам помещения. Мы сделали интерьер максимально практичным — все лишнее убрано с глаз долой. Тщательно продуманы системы освещения и хранения.
Внимание «зрителя» сконцентрировано на фактурах, эмоциональное влияние которых на интерьер усиливает архитектурная подсветка: светильники на треках, прожектора — в современном интерьере они гармонично смотрятся и очень функциональны.
Дизайнеры студии Льва Терехова создали современный, несколько брутальный интерьер, в котором владельцы будут чувствовать себя комфортно и непринужденно.
Для отделки стен в гостиной использована венецианская штукатурка с эффектом бархата, что добавляет интерьеру изысканности и теплоты. Имитация стеновых панелей при помощи багетов (классический прием), в свою очередь, дает ощущение роскоши.
Сочетание мягкого плюшевого дивана и черного кожаного кресла создает некий контраст уюта и брутальности. Глянцевые черные фасады шкафов в комбинации с темным деревом и элементами декора делают интерьер завершенным.
Камин, несомненно, создает особую атмосферу уюта. В этом проекте использована электрическая модель.
Гостиная и кухня разделены раздвижными дверями, которые прячутся внутрь стены. Этот прием позволяет объединить оба помещения или полностью их изолировать.

На кухне зрительным акцентом работает стена глубокого зеленого цвета, в сочетании с черными фасадами и темным полом под дерево она выглядит потрясающе.
Проект выполнен на одном дыхании и смотрится единым целым. Эта двухкомнатная квартира — отдельный мир, такого точно ни у кого больше нет.
«ОСТРОВ» СОКРОВИЩ
— Многие удивляются расположению шоу-рума, — подтверждает наше первое впечатление Эдуард. — Мы регулярно слышим примерно следующее: «Как, обычный подъезд? Просто квартира? А мы уже мимо проехали». Однако этим мы и отличаемся от прочих антикварных лавок. Домашняя атмосфера расслабляет, настраивает на правильный дружеский лад, облегчает выбор. У нас можно неспешно рассматривать понравившиеся предметы, вести приятную беседу и угощаться чаем из старинного фарфора. Нередко наши разговоры с гостями перед покупкой затягиваются на часы.

Трофеи и семейные реликвии
Эдуард Бабаевский и Михаил Мисёнг долгое время работали в сфере дизайна и декорирования интерьера, но антиквариатом и винтажем были увлечены всегда. Михаил — еще со школьной скамьи: перенимал опыт в соответствующих клубах по интересам, сам копался на чердаках и в подвалах в поисках старинных вещиц.
— Пока мои одноклассники зарабатывали хорошие отметки, я лазил по развалинам, — рассказывает Михаил. — Столько интересных вещей перевидал на раскопках, что глаз теперь наметан, и это очень помогает мне сейчас в поиске действительно редких предметов.
Эдуард же буквально вырос в окружении антиквариата и с детства впитал эту атмосферу.
— Мой дедушка штурмовал Кенигсберг и после войны остался жить в Калининграде, — вспоминает он. — В доме всегда были красивые так называемые трофейные вещи: немецкий фарфор, мебель. Мало что сохранилось до наших дней, но то немногое, что удалось сберечь, я ни за что не продам. Под семейные реликвии отведена отдельная полочка в квартире. А фарфоровый попугай знаменитой немецкой мануфактуры Карл Энс послужил началом моей собственной коллекции птиц. Здесь же хранится еще одна ценность — старинная тарелочка XIX века из США, подаренная историком моды Александром Васильевым, с его автографом. С маэстро мы дружны, он заглядывает к нам во время своих визитов в Калининград. В последний его приезд мы участвовали в организации выставки «Югендштиль и мода», в Музее изобразительных искусств декорировали витрины, наряжали манекены. Также одна из витрин и кресло из нашего шоу-рума украсили фотозону в фойе Дома искусств, где проходил моноспектакль Васильева.
Антикварный шоу-рум в стенах обычной квартиры — история появления нестандартного арт-пространства от его создателей Михаила Мисёнг и Эдуарда Бабаевского.
текст: Ольга Синявская фото: Иван Иванов
Простой двор, подъезд стандартной пятиэтажки — никакая подсказка не выдает того, что в этом доме на первом этаже спряталась настоящая лавка чудес.
Нам открывают дверь квартиры, в коридоре бьют роскошные напольные часы с маятником — и только теперь становится ясно, куда мы попали.

Всю посуду, которой сервирован стол, можно приобрести в шоу-руме: винтажные мельхиоровые ложки, посеребренный шведский поднос 60-х годов и немецкие хрустальные фужеры Nachtman 70-х годов прошлого века, немецкий антикварный фарфоровый сервиз Eschenbach и французский поднос конца XIX века.

Бизнес с барахолки
Шоу-рум начался с личных вещей и коллекций его владельцев. Как это часто бывает, хобби захватило настолько, что постепенно стало основной деятельностью. Прогулявшись по местной барахолке на улице Баранова в поисках интересных вещей, компаньоны решили в следующий раз сами продать некоторые предметы из собственных закромов. Почувствовали азарт и стали превращать свое увлечение в настоящий бизнес: нашли поставщиков антиквариата из Европы, сами стали активно ездить по европейским блошиным рынкам и комиссионным магазинам в поисках ценных экземпляров.
— У нас в шоу-руме интересный выбор посуды, сувениров как довоенных лет, так и более позднего периода, — отмечает Михаил. — Собственно, с посуды три года назад все и началось, но сейчас начали понемногу привозить и мебель (витрины, комоды, столики) и более крупные аксессуары, как, например, нереставрированные часы немецкой мануфактуры Gustav Becker
20–­30-х годов прошлого столетия. Это один из самых антуражных экземпляров нашей коллекции.

Для домашних приемов
— Всплеск интереса к антикварным и винтажным предметам произошел в период пандемии, — делятся наблюдением Михаил и Эдуард. — Мы стали чаще принимать гостей дома, и эти домашние приемы многим захотелось сделать эстетичными, праздничными. Поэтому у наших клиентов очень популярны богато декорированные фарфоровые сервизы. Еще один глобальный тренд — ностальгия. Отсюда мода на цветной хрусталь, который был на волне популярности в советскую эпоху, а также ремеры (кубки для вина).
Использование антикварных и винтажных предметов в интерьере стало хорошим тоном. Даже если пространство оформлено в современной эстетике, многие стремятся внести в него дух времени с помощью вещей с историей. Поэтому в шоу-рум все чаще стали обращаться дизайнеры и декораторы в поисках уникальных вещиц для своих проектов.
— Мы с большим удовольствием сотрудничаем с профи, — отмечает Эдуард. — При необходимости привозим понравившиеся вещи «на примерку» в интерьер, на съемки. И чаще всего обратно увозить ничего не приходится — природное чутье, подкрепленное опытом, подсказывает, какие именно предметы идеально впишутся в обстановку.
Если наши покупатели хотят сделать оригинальный подарок, мы доставляем его адресату бесплатно в красивой фирменной упаковке, приложив к сюрпризу тематическую открытку с видом старого города, — делаем все, чтобы получатель испытал самые позитивные эмоции и почувствовал магическую атмосферу вещи с историей.
Бинокль из Кенигсберга, первая половина XX века.
Редкую гравюру 1925 года с изображением внутреннего двора Королевского замка Кенигсберга нашли в антикварной лавке в Друскининкае.
Фарфоровый кувшин середины XX века немецкой мануфактуры Lichte Veb, декорированный студией Schmiederfeld.
Коллекцию ламп Bag для Karman разработало дизайнерское бюро Baldessari e Baldessari. Bag действительно напоминает дамскую сумку, там есть корпус и «ручка», позволяющие как прикрепить лампу к потолку, так и поставить на стол или на пол.
@karmanitalia
Мы решили сделать жизнь ярче и подобрали лампы, люстры и торшеры с неординарным дизайном. А заодно попросили калининградских профи порекомендовать интересные модели.

Картина в гостиной написана калининградским художником Григорием Власенко, основателем галереи H. Art (h.art_ru). Именно там Асия Орлова увидела картину с рыбой. По сюжету и цвету она идеально вписалась в интерьер, но не подошла по размеру, поэтому художник нарисовал новую, большего формата, именно для этого проекта.
ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
Подвесной светильник Gea — это попытка итальянского архитектора Марко Ачербиса посмотреть на нашу планету с Луны: «Оттуда кажется, что Земля светится не только отраженным светом, но и внутренним огнем, а континенты будто парят в мировом океане».
www.natevo.com
Модель Heco от Flos — это одновременно столик и садовый светильник. Столешница из кварцита и каркас из нержавеющей стали, окрашенной в черный цвет, устойчивы к атмосферным воздействиям. Плафон сделан из выдувного стекла, и это, пожалуй, единственный хрупкий элемент Heco.
@flos
Стальной светильник Chiara — классика итальянского дизайна. В 1969 году для Flos его спроектировал Марио Беллини. Пару лет назад по случаю полувекового юбилея культовой модели фабрика Flos решила ее перевыпустить. Форма Chiara вызывает ассоциацию с капюшонами монахов. Собственно, Беллини и назвал свой светильник в честь францисканского монашеского Ордена бедных дам
@flos
Беспроводная лампа In the sun table от DSW Editions работает от аккумулятора, которого хватает на семь часов. Гофрированный абажур выполнен из стальной сетки.
@dcw_editions
— Тенденции последних двух сезонов наверняка придутся по душе любителям неоклассики и интерьеров в стиле ар-деко. От повсеместного хрома, черного цвета и нержавейки производители постепенно вернулись к золоту. И это уже не «пожившая» латунь, а тот самый благородный металл c его традиционным блеском, которым фабрики обильно декорируют люстры, настольные лампы, бра и торшеры. Рекомендую не бояться золота, смело миксовать его с серебром, применять в неочевидных для использования драгоценных металлов стилях вроде лофта.
Наряду с богато декорированными светильниками фабрики не оставлены без внимания и более минималистичные коллекции. Немецкий бренд Trio при разработке торшера Chris4 сделал ставку не на яркую отделку, а на нестандартный дизайн, задающий динамику всему интерьеру. Такая активная форма идеальна для современных пространств, но и в классическом помещении эта модель будет уместна — с— симметрично расставленная мебель и молдинги на стенах прекрасно дружат с ультрасовременными предметами обстановки и арт-объектами.
Говорим о трендах в освещении с дизайнером Юлией Дегтяренко и обсуждаем новинки салона «Априори».
Картина в гостиной написана калининградским художником Григорием Власенко, основателем галереи H. Art (h.art_ru). Именно там Асия Орлова увидела картину с рыбой. По сюжету и цвету она идеально вписалась в интерьер, но не подошла по размеру, поэтому художник нарисовал новую, большего формата, именно для этого проекта.
ДИНАМИЧНЫЙ СВЕТ
Юлия Дягтеренко, дизайнер
Бра Novara, Lumien Hall.
Светильник Onte, Omnilux.
Cветильник BAZIANO, Lumien Hall.
Люстра Veneto Luce.
— Свет — один из мощнейших инструментов в руках дизайнера, с его помощью можно придать интерьеру особенное настроение, сделать его более зрелищным. При этом не всегда ставка делается на форму и эффектный дизайн самого светильника. Например, модель Helix от итальянского бренда Vivida International (новинка в ассортименте салона «Центр света») сама по себе выглядит весьма минималистично, но на стене создает настоящую световую инсталляцию в форме спирали (кстати, так и переводится ее название). Модель универсальна — Helix отлично впишется в современный интерьер детской комнаты, причем как для девочки, так и для мальчика. Интересно будет смотреться в качестве акцентного элемента над изголовьем кровати в спальне родителей, а также выигрышно подчеркнет декоративную фактуру на стене гостиной или холла. Несложно представить такой светильник и в достаточно брутальном мужском интерьере, особенно модель в черном цвете, которая также есть в линейке бренда. Поворотные плафоны можно легко ориентировать в разные стороны, меняя световой сценарий.
Helix — отражение одного из ярких трендов в освещении, когда сама модель по дизайну довольно лаконична, но с ее помощью можно играть светом в помещении, создавая разные образы.

Дизайнер Наталья Змачинская отметила светильники в салоне «Центр света» с большим декоративным потенциалом.

Картина в гостиной написана калининградским художником Григорием Власенко, основателем галереи H. Art (h.art_ru). Именно там Асия Орлова увидела картину с рыбой. По сюжету и цвету она идеально вписалась в интерьер, но не подошла по размеру, поэтому художник нарисовал новую, большего формата, именно для этого проекта.
ПО СПИРАЛИ
Наталья Змачинская, дизайнер
Светодиодный светильник Lil Wave.
Настенный светильник Helix.
Подвесной светильник Hollyaudrey.
Настольная лампа Cosmit.
— Ар-деко как стиль представляет собой невероятный коктейль разных направлений в искусстве. Благодаря этому он всегда звучит актуально. Если говорить о световых акцентах стиля, то это люстры, торшеры и бра с четко читаемыми формами, в отделке которых очевидно присутствует роскошь.
Среди новинок Арт Холла «Парадиз-Декор» можно выделить светильники американской компании Theodor Alexander, отличающиеся изысканным геометрическим дизайном. Простота линий с одной стороны и изящество отделки с другой делают модели этого бренда интересными как для традиционного прочтения ар-деко, так и для современного переосмысления стиля. Следует добавить, что ар-деко «предпочитает» масштабные предметы, которые выигрышно смотрятся в помещении с высокими потолками, например, в гостиной с камином, в мастер-спальне или в аристократичном интерьере мужского кабинета. Светильники следует подбирать сообразно с остальными элементами обстановки. Например, как это представлено в экспозиции салона «Парадиз-Декор»: оформление настольной лампы из махагона и нержавеющей стали перекликается с цветом шпона платана и эбенового дерева на фасаде бара.
Я люблю использовать настольные лампы и торшеры в своих проектах — их присутствие меняет атмосферу на более мягкую, утонченную, располагающую к отдыху и медитации.

Вместе с дизайнером Аленой Чашкиной в арт холле «Парадиз-декор» выбираем светильники, в которых читается роскошь ар-деко.
Картина в гостиной написана калининградским художником Григорием Власенко, основателем галереи H. Art (h.art_ru). Именно там Асия Орлова увидела картину с рыбой. По сюжету и цвету она идеально вписалась в интерьер, но не подошла по размеру, поэтому художник нарисовал новую, большего формата, именно для этого проекта.
ВНЕ ВРЕМЕНИ
Алена Чашкина, дизайнер
Светильники Theodor Alexander из коллекции дизайнера Джейми Дрейка.
текст: Ольга Синявская
ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА МАРСЕ
Чем знаменит апрель? 60 лет назад в этом месяце человек покорил космос. Мы же предлагаем отправиться в межгалактическое путешествие, не вставая с дивана.
Выбери планету
Куда бы вы хотели полететь? Коллекция напольной плитки Сosmiс Marble от итальянской фабрики Iris устроит вояж в любую точку Солнечной системы. Поверхность плитки имитирует рельефы, цвета и атмосферу шести планет.
Пришельцы на кухне
Футуристичную соковыжималку Juicy Salif французский дизайнер Филипп Старк придумал больше 30 лет назад. С тех пор ни один предмет кухонной утвари не вызывал столько космических ассоциаций. Juicy Salif напоминает то ли ракету, то ли звездолет, то ли загадочных пришельцев, которые прилетели поработить обитателей нашей планеты, преимущественно... цитрусовые.
Сам Старк говорит о своем создании так: «Это повод для начала беседы и тема небольшого разговора. А еще Juicy Salif давит лимоны». Соковыжималку дизайнер придумал, сидя в кафе. На самом деле на форму, ставшую впоследствии культовой, его вдохновили тарелка свежих кальмаров и поданный к ним лимон. У предмета множество критиков — есть мнение, что ради уникального инопланетного дизайна Старк пожертвовал функцией. При выжимании сока косточки летят в стакан, а брызги и вовсе куда попало.
@alessi_official
На Луну!
Любоваться небесным телом, неспешно разглядывая кратеры и пятна на его поверхности... Дизайнер Лоренцо де Грандис и итальянский бренд Wall & Deco предлагают сделать Луну главной героиней интерьера с помощью фотопанно Luna Plena.
@wallanddeco
Все не случайно
Светильник Random Light II, разработанный дизайнером Бертьяном Потом, остается хитом голландского бренда Mooоi уже много лет. Форма плафона перекликается с очертаниями небесных тел. Изготовлен он из пряжи, пропитанной смолой и намотанной на футбольный мяч. Благодаря этой структуре и создается тот самый «случайный свет», давший светильнику имя. @moooi

Ты просто космос, стол!
Стол Amos, как и другие предметы мебели из коллекции Space Age итальянской фабрики Visionnaire, вдохновлен эпохой космических открытий. Металлические элементы основания напоминают лунную поверхность, а стекло столешницы красиво отражает лучи главной звезды нашей системы планет — Солнца.
@visionnairemoscow
В облаках
Новый международный аэропорт в Саратове носит имя «Гагарин», поэтому за идеей оформления VIP-зала дизайнерам бюро VOX Architects далеко ходить не пришлось. Бело-синяя палитра отсылает нас к эпохе первых космонавтов. Особенно интересна «детская капсула» — макет спускаемого аппарата и игровой элемент для юных пассажиров.
@vox_architects
Сфера влияния
В 60-е годы осмыслением космической темы был охвачен весь мир. На этой волне финский дизайнер Ээро Аарнио создал культовое кресло Ball в форме сферы — абсолютно инновационное для 1963 года. Да и сейчас «космическая капсула» от Аарнио выглядит довольно футуристично.
Поехали!
С таким чемоданом не то что на юг, на Луну можно отправиться! Багаж для космических путешествий спроектировали самый молодой астронавт мирового дизайна Лисса Карсон и берлинская компания Horizn Studios. Чемодан оснащен интеллектуальным экраном для связи и электромагнитным основанием, которое может крепиться к полу или стенам космического корабля.
@horiznstudios
текст: Ольга Синявская
ВПУСТИТЕ ПРИРОДУ
Мебель мимикрирует под лесной ландшафт, а на обоях и коврах распускаются цветы. Рассказываем, как оказаться на свежем воздухе, не выходя из дома.

Привал в лесу
То ли диван, то ли заросший мхом камень... И все-таки это мебель — из серии Design by Nature, которую для итальянского бренда Moroso сделала шведская студия Front. Дизайнеры Анна Линдгрен и София Лагерквист хотели напомнить о красоте природы и ее естественном комфорте для человека. Скандинавские оригиналки признаются, что стремились создать ощущение, будто кто-то вырезал гигантской лопатой целую лесную поляну и принес ее в дом. Шесть диванов и пуфов из этой коллекции эффект передали в точности.
@morosofficial
Дело тонкое
Британский дизайнер Келли Хоппен в своих проектах активно миксует элементы западной и восточной культур. Эту концепцию она воплотила и в коллекции обоев, созданной совместно с брендом De Gourney — семь полотен вдохновлены традиционными азиатскими мотивами, увиденными Келли в путешествиях. Стебли бамбука, размашистые штрихи, напоминающие иероглифы, — обои расписаны вручную, вышиты металлической нитью и бисером, а также декорированы в технике декупаж.
@kellyhoppen
Молодые «Ветви»
Природные формы идеальны, посчитала дизайнер из Уфы Алена Шерстобитова и, вдохновившись их естественной простотой, создала бренд Vetvi — светильники в бионическом стиле. Капли дождя, лепестки цветов, кора деревьев, камни, вода — в своих изделиях Алена стремится повторить шедевры природы, используя только натуральные материалы: латунь, бронзу, стекло и керамику.
@vetvi.store
Ландшафты из пряжи
Фактурные ковры и гобелены аргентинской художницы и дизайнера Александры Кехайоглу напоминают пейзажи ее родной страны, снятые с высоты птичьего полета. Александра создает их вручную из остатков пряжи для ковров со складов семейной фабрики.
@alexandrakehayoglou
ОТДЫХ В СТИЛЕ OUTDOOR
Мир уверенно держит курс на «домашние каникулы». Какие тренды существуют в оформлении придомовой территории, рассказывают специалисты.
Марина Гудкова, директор салона «Вилланова»
@villanovakld
— Современную уличную мебель практически не отличить от той, что используется в интерьере, — это макротренд, который воплощают в своих коллекциях ведущие фабрики. Террасы становятся продолжением жилой среды и требуют не менее тщательного проектирования, а коллекции мебели оutdoor масштабируются и включают в себя полноценные диванные группы, кресла, пуфы и столики. Большинство крупных брендов в обязательном порядке дополняют свой ассортимент линейками уличной мебели, чтобы предлагать клиенту обустройство дома и прилегающей территории в едином ключе. Это связано с ростом популярности отдыха около дома: пандемия изменила привычные летние сценарии, мы ведем оседлый образ жизни и хотим, чтобы уличные зоны по эстетике и комфорту не уступали гостиным.

Татьяна Наумова,
текстильный дизайнер, руководитель студии Koenig Room
@koenigroom
— Производители тканей для оформления уличных зон вышли за рамки стандартных представлений о текстиле «для природы»: светлая натуральная палитра, лен или его имитации. Сегодня в моде броские оттенки розового, бирюзы, лаванды. В топе принтов — полоска разной ширины. Активная палитра — один из интерьерных трендов, который из дома переместился на улицу. Дизайнеры уводят нас от монохрома к ярким краскам, а текстиль становится полноценным украшением придомовой территории.
Мебель
Текстиль
Татьяна Шишлянникова, менеджер салона InterioRRoom
@interiorroom_mira
— Уличное освещение, как и многое, что нас окружает, становится более технологичным. Производители оснащают экстерьерные осветительные приборы аккумуляторами, солнечными батареями. Все шире распространяются системы автоматического управления, диммируемые модели с регулировкой яркости в зависимости от погодных условий и времени суток. Самым оптимальным вариантом для подсветки вне дома сегодня можно назвать энергоэффективные светодиоды.
Что касается декоративных тенденций, то дизайнеры активно используют встроенные светильники, внедряя их в тротуары, садовые дорожки, стены домов. Днем они практически незаметны, а в темное время решают свою основную задачу надежно и зрелищно. В наши дворы и на террасы возвращаются гирлянды. Причем выглядят они незатейливо — стеклянные шары, лаконичные колбы или «лампочки Эдисона».

Наталья Морозова, заместитель руководителя салона «Элиткерамика»
@elitceramica
— Сегодня главное требование к благоустройству площадок для отдыха возле дома таково: все должно создаваться так скоро, как только в этом возникает необходимость. Лето не ждет, и надо успеть! Это рождает спрос на соответствующие отделочные материалы. Ведущие производители керамической плитки: Rex, Fab, Atlas Concorde и многие другие — предлагают универсальное решение для мощения уличных пространств (дорожки, парковки, площадки для отдыха), которое реализуется максимально быстро. Это плиты керамогранита толщиной 20 мм, доступные в различных размерах и дизайнах, предполагающие, помимо традиционного способа укладки на клей, укладку на специальную крепежную систему или просто на гравий, траву или песок, без особой подготовки. Толщина и плотность материала позволяют выдерживать повышенные нагрузки, кроме того, плиты обладают противоскользящей поверхностью, а значит, безопасны для использования в «мокрых зонах» — около бассейнов, фонтанов, на набережных и причалах.
Интересно, что производители предлагают уличную двухсантиметровую керамику и плитку для дома (традиционной толщины 9 и 10 мм), одинаковые по дизайну. Таким образом, террасу можно облицевать плиткой, идентичной той, что применена, к примеру, в гостиной, сделав незаметным переход между интерьером и экстерьером.

Освещение
Благоустройство
ВСЕМОГУЩИЙ КАМЕНЬ
Как жить в доме будто на природе и как добиться домашнего комфорта в саду? В салоне «Элиткерамика» знают ответы.
Натуральный камень и его имитация в керамике — вариант номер один для создания модного интерьера. И не только интерьера. Где более уместны природные текстуры, как не в естественной среде? Тут споров быть не может, поэтому керамогранит с рисунками и фактурами камня разнообразных пород активно используется для обустройства террас, уличных павильонов для отдыха, площадок около бассейна и зон барбекю в саду. Одна из самых актуальных тенденций — это вовсе стирать видимые границы между домом и садом, применяя керамогранит из одной коллекции, но с разными эксплуатационными характеристиками для отделки интерьера и площадок за его пределами. Сегодня все ведущие производители керамической плитки поддерживают концепцию in/out и выпускают коллекции для дома и улицы в одном дизайнерском решении.
Горные породы
Отправной точкой в создании коллекции Norde1 итальянского бренда Atlas Concorde стали кварциты. Керамогранит предельно реалистично передает рисунок горных пород и их естественную палитру. Плитка представлена в четырех цветах: Magnesio — слоновая кость с включениями теплых оттенков; Oro — теплый золотистый тон с серо-песочной доминантой; Platino — светлый серый с серебристыми отблесками; Piombo — темно-серый оттенок. Широкая линейка форматов, толщины и поверхностей «каменной» коллекции позволяет использовать ее повсеместно: как в помещении, так и за стенами дома. При этом переход из гостиной на террасу можно сделать абсолютно незаметным глазу. Да, технические характеристики у плитки будут разные, но это единственное несовпадение, которое просто необходимо для долговечной эксплуатации керамики.
Натуральные на ощупь
Тактильность — сегодня это самый востребованный тренд в керамике. Мы хотим не только видеть природные материалы, но и ощущать их естественную шероховатость. Для коллекции Norde характерна выраженная рельефная структура, имитирующая колотые кварциты. Керамогранит (как настенный, так и напольный) имеет выразительный вид, приятен на ощупь и при этом невероятно прост в уходе.

Время решает все
Калининградское лето быстротечно, и от керамики, предназначенной для мощения зон отдыха под открытом небом, мы ждем не только
надежности и безопасности, но и скорости в укладке. Atlas Concorde, как и многие топовые производители керамики, в коллекции Norde предусмотрели плитку толщиной 20 мм для наружных полов и мощения дорожек. Эта плитка не требует тщательно подготовленной поверхности, демонстрирует высокие прочностные характеристики, стойкость к механическим нагрузкам, перепадам температур и влажности. Широкий размерный ряд: 60х60, 60х90, 60х120 и 80х80 см — позволяет разнообразить дизайн уличных зон. Кроме того, в коллекции имеются декоры — плитка неправильной формы для ландшафтов в естественном стиле.

НЫРЯЕМ В ЛЕТО
Как быстро к сезону установить бассейн около индивидуального дома или на даче? Советуют специалисты компании Sanilux.

— Долгий карантин, закрытые границы и ограничения в поездках изменили отношение людей к жизни. Мы стали больше внимания уделять комфорту и возможности полноценного отдыха в стенах собственного дома, — рассказывает директор компании Sanilux Олег Нуштаев. — Все чаще к нам обращаются с просьбой спроектировать спа-зоны в домах и квартирах. Появился и новый тренд — обустройство уличных бассейнов или джакузи, в которых можно c удовольствием проводить время в теплый сезон.
Так как же быстро подготовиться к лету и создать зону с бассейном для отдыха возле дома? Специалисты Sanilux рекомендуют подойти к покупке с умом.
Конечно, самый простой способ — это приобрести надувной или каркасный бассейн. Однако надо понимать, что прослужит он недолго — один, максимум два летних сезона.
Куда более рациональное решение — покупка мини-бассейна. Надежный и долговечный вариант для установки на улице, который можно использовать в любое время года. Это действительно разумный выбор: мини-бассейны могут быть разных размеров, цветов, дизайна, с различными аттракционами. Новинка последних лет — бассейны «два в одном»: джакузи плюс плавательная зона. Выбор зависит только от наличия свободного места, типа использования и эстетических потребностей заказчика.
Сегодня, чтобы иметь удобный и вместительный бассейн возле дома, вовсе не обязательно строить сложные и дорогие железобетонные конструкции. Можно установить сборный деревянный или пластиковый. По качеству он ничем не уступает бетонным, но при этом делаются такие типы бассейнов с минимальными усилиями: за одну неделю, без рытья котлована и больших финансовых затрат. Специалисты могут сформировать любую форму чаши, задать нужную глубину, дополнить различными функциями и оборудованием в зависимости от нужд владельцев дома. Все под индивидуальные запросы клиента.
Компания Sanilux поможет быстро и качественно построить бассейн с высоким уровнем комфорта за приемлемую цену.

ЗЕЛЕНЫЕ ПРЕОБРАЖЕНИЯ
Как избежать ошибок при оформлении участка и исправить недочеты в уже «взрослом» саду, рассказывают ландшафтные дизайнеры Геннадий и Татьяна Зозуля.
Соразмерность и дистанция
Еще на этапе планирования приусадебного участка важно понимать, как будут выглядеть растения через 5-10 лет. Распространенная ошибка — высаживать их слишком близко друг к другу. Со временем при плотной посадке ветви деревьев и кустарников начнут смыкаться и вытеснять друг друга, кто-то из «садовых жителей» может начать болеть, терять листву. К тому же сад станет более уязвим для насекомых-вредителей, которым будет проще осваивать территорию.
Чувство меры
При формировании сада не спешите высадить все и сразу. Например, при сочетании хвойных и лиственных растений придерживайтесь правила 50/50. Туи и ели служат прекрасным фоном для цветущих. Оформляя цветник, старайтесь внести фрагмент вечнозеленых растений, разнообразить формы (с этой ролью хорошо справятся шары самшитов) и оттенки листвы.
Важно до начала посадок здраво оценить и свои возможности ухода за садом. Хорошенько подумайте, стоит ли размещать на участке топиары, требующие регулярной коррекции очертаний. Возможно, вам больше подойдут спиреи и хосты, которые при всей своей декоративности достаточно просты в уходе.
Новая жизнь сада
«Взрослые» сады, со временем потерявшие презентабельность, вполне можно оживить и привести в порядок. На этом участке (на фото) растения в целом были подобраны грамотно — хвойные, лиственные и цветущие составляли нужную пропорцию. Но потом магнолии и сирень активно пошли в рост, ухаживать за ними стало сложно, и сад обрел заброшенный вид. Чтобы вернуть его к жизни, избавились от лишних экземпляров и добавили недостающих. Переросшие спиреи пересадили за забор на общественную территорию, у дома оставили только наиболее жизнеспособный объем.
До
После
До
После
Переместили туи в более удачное место, подсадили к ним новое молодое деревце, которое освежило вид сада. Кизильник и барбарис, высаженные вокруг водоема, подстригли. Сам пруд реконструировали, увеличив почти вдвое, в прежнем объеме он был несоразмерен площади участка, а теперь превратился в центр композиции. Периметр водоема выложили песчаником, уложили декоративный камень.
Важный момент: любой элемент сада нужно рассматривать сквозь призму общей концепции. В частности, этот пруд интересно взаимодействует с растениями по периметру сада — они отражаются в зеркальной поверхности воды, что создает дополнительный декоративный эффект.
Многие ценные экземпляры сохранили, просто привели в порядок. Чтобы презентабельно выглядел можжевельник, нужно было только придать форму кроне и почистить ствол. Удачно вписывался в цветовую концепцию оттенок листвы яблони — ее тоже сохранили. Розы и гортензии также подравняли — в период цветения они будут выступать декоративными акцентами в саду.
Для завершения композиции добавили шаровидную тую, лилейник, овсяницу, ромашки, вереск, лиатриск колосковый. Рулонный газон завершил обновление участка.
До
До
До
После
После
ТРАВА У ДОМА
Рекомендации от экспертов сети «Бауцентр», как организовать газон на участке и правильно за ним ухаживать.
Уход
Обязательно подкармливайте газон удобрениями. Важен период внесения: весенние способствуют ускорению роста и развитию газона, питают, дают обильный рост зелени. Причем для молодого газона и для уже сложившегося составы будут разными.
Осенняя подкормка, наоборот, замедляет рост травы, готовит газон к зимнему сезону, чтобы он без потерь перенес холода.
Косите траву по мере отрастания. Регулярно «вычесывайте» газон, убирайте остатки травы, мха. Как правило, это проделывается трижды за сезон: в конце мая, середине лета и ближе к осени для подготовки к зимовке. Еще одна важная процедура — аэрация, то есть прокалывание дерна специальными приспособлениями. В эти проколы хорошо проходит кислород, влага, которая не застаивается у корней, а удобрения лучше питают почву.

Где купить
Все необходимое для организации, посадки и ухода за газоном вы найдете в гипермаркетах «Бауцентр».
В апреле в сети действуют бонусы — до 25% на семена, триммеры, газонокосилки и системы полива. Подробная информация о сроках и условиях проведения акции — в магазинах и на сайте www.baucenter.ru. Здесь же вы найдете массу рекомендаций по организации газона, уходу за ним и реанимированию уже готового к сезону.

Акция проводится с 1 по 30 апреля 2021 года включительно. Количество товара ограничено. Начисленные дополнительные бонусы действуют до 31 мая 2021 года. Подробную информацию об акции можно получить на сайте www.baucenter.ru и в магазинах «Бауцентр». Юр. адрес: ООО «Бауцентр Рус», ул. А. Невского, 205, ИНН 7702596813, КПП 390601001, ОГРН 1067746357524, ОКПО 94435690

Создание газона
Место и полив
В первую очередь необходимо расчистить и выровнять поверхность участка под будущий газон. Следующий шаг — выбор системы орошения: сверху (с помощью шлангов и рассеивателей) или автополив. Второй вариант более технологичен и удобен: все оборудование спрятано в почве, и ничто не будет мешать покосу травы. Рекомендуем дополнительно установить автоматический таймер — с его помощью можно запрограммировать конкретное время полива.

Защита
Еще на этапе создания газона уложите в землю специальную сетку от кротов — она будет препятствовать проникновению зверьков на участок, и вам не придется бороться с разрытыми ямками.

Работа с почвой
После выравнивания грунта на площадке вносятся минеральные удобрения с преобладанием азота. Благодаря им трава будет расти активнее и гуще.
Следом трамбуется верхний слой земли — как правило, с помощью специального катка. Это делается и для того, чтобы было удобно ходить по газону, не оставляя следов.

Посев
Важно правильно выбрать семена (желательно проконсультироваться у специалистов в профильном отделе «Бауцентра»). Участок небольшой площади (6–8 соток) при грамотно подготовленной почве можно засеять вручную. Для больших участков есть специальные сеялки, которые помогут равномерно распределить семена. После этого непременно надо увлажнить почву, чтобы семена прижались к земле плотнее и быстрее начали расти. Обязательно закройте засеянную землю агроспаном (нетканый укрывной материал), чтобы защитить семена от птиц, а первые нежные всходы — от агрессивных солнечных лучей. Через три недели можно первый раз косить газон. Высота всходов на этом этапе будет примерно 5–7 см.
1
2
3
4
ВСЕ ПЕРСОНАЖИ ВЫМЫШЛЕНЫ
Калининградский уличный художник, работающий под псевдонимом JON, — о городе и людях, неизбежной мимолетности стрит-арта и других особенностях жанра.
— Не могу не полюбопытствовать, поэтому задам вопрос сразу же. Культура стрит-арта в миру у большинства ассоциируется с Бэнкси. Можешь поделиться своими соображениями, почему его имя на слуху?
— Мне кажется, причина его популярности — это образ уличного супергероя, которого никто не знает в лицо, а сам он под покровом темноты делает свои остросоциальные работы. В его пиар-стратегии я не пытался разбираться, но очевидно, что для этого тоже нужен талант или грамотная
команда.

— В наше время анонимность стрит-арт-художников — это больше дань традициям? Или их деятельность по-прежнему расценивается как акт вандализма, поэтому нужно быть готовыми бежать?
— Конечно, а как иначе? Никто не разрешит портить чужую или государственную собственность безнаказанно. Другое дело, что каждый уличный художник сам выбирает степень опасности локации, на которой он собирается творить. Есть любители экстрима, а есть те, кому нравятся уединенные места, где можно «красить», не опасаясь неожиданных гостей. У нас сейчас в центре города практически нет уголков, где можно «зависнуть» на четыре-пять часов и сделать что-то интересное нелегально. Поэтому в прошлом году я часто рисовал на бумаге. Постеры можно приклеить за 10–15 минут где угодно. Единственный минус — сдирают их быстро.

— Мне полюбилась твоя работа с бабушкой «старого образца» в районе площади Василевского, такая ностальгическая. Однажды прохожу, а бабули нет — сорвали. Грустно. Но что чувствует автор, когда его работа исчезает?
— Некоторые очень негодуют по этому поводу, я же обычно равнодушен. Если работа просуществовала хоть какое-то время, это уже хорошо. Значит, ее увидели. Художник должен отпускать свой рисунок. Это не личная вещь. Когда он закончен, то уже не принадлежит тебе, он принадлежит зрителям. И тем более если это происходит на улице, то изначально надо понимать, что глупо сетовать на то, что кто-то его перекроет своим рисунком, забафит («зачистит» на сленге граффитчиков). К тому же мне не всегда нравится видеть некоторые свои старые работы. Я уже давно рисую по-другому, а тут такой привет из прошлого. Смотришь и думаешь: лучше бы это закрасили.

— Герои твоего творчества — люди каких-то пограничных эпох, которые в 90-е или в начале нулевых являлись распространенными типажами, а в наши дни часто вызывают недоумение. Они вроде как «застряли». Почему именно ОНИ: бабушки, работяги, женщины с ведрами, мужчины в плавках?
— Ты правильно ухватила суть того, что они «застряли». С одной стороны, эти образы — какой-то анахронизм, воспринимающийся как сбой в системе. Смотришь и думаешь: вот человек из другого мира. С другой стороны, сейчас время летит так быстро, что не успеваешь осознать, что что-то уже стало устаревшим. Поэтому такие персонажи — как ностальгия по тому, что было буквально вчера. В моих работах точно сказать нельзя, в каком времени происходит действие. Это могут быть и 70-е, и 80-е, и 90-е, и нулевые, и наши дни. Ведь сегодня часто можно встретить таких людей, как и раньше. Это у нас угол зрения поменялся, и мы обращаем внимание только на все новое и модное. А на самом деле эти бабушки, дедушки и мужички никуда не делись, все мы существуем параллельно. Это и наше будущее, скоро мы будем этими бабушками и дедушками, застрявшими в своем времени. И сама наша Калининградская область — такое место, где очень легко можно застрять. Это одно из чувств, которое я пытаюсь передать своим творчеством.
— Существует такой паттерн восприятия — «яркое = красивое». Например, если идет ремонт фасада дома, то большинству придется по душе, если его разукрасят под хохлому, а не подберут нейтральный цвет из исторической палитры Кенигсберга. Так позитивнее. Разумеется, для них и твой стиль — мрачный, непонятный.
— Почему-то люди думают, что в изобразительном искусстве очень легко разбираться и судить. Это не так, поэтому слушать мнение всех не следует. Но с другой стороны, кто, как не жители города, должен решать, что их будет окружать? Выход вижу один: повышать грамотность людей в данном вопросе, прививать вкус, иногда через силу. Например, привезти художника, который создал бы что-то новое, непривычное, незнакомое. Осталось только решить, кто же его привезет, кто выберет достойного и не побоится гнева недовольных. Предпосылок пока нет, все развивается… Но медленно.
Что касается моего стиля, то задачи надавить на болевые точки общества у меня нет, но и приукрасить этот мир своими рисунками я не стремлюсь. Автором скорее являюсь не я, а окружающая действительность, я — инструмент. Рисовать иначе не могу, чтобы мое творчество оставалось искренним.

— Денежный вопрос: андеграундный художник в Калининграде может заработать? Приходится ли тебе быть еще кем-то по профессии?
— Если бы я зарабатывал только своим творчеством в жанре стрит-арт и работами на холстах, то, возможно, достиг бы большего и быстрее. Но я рисую и другие штуки, которые приносят основной доход, разные иллюстрации, в том числе для детских книг, занимаюсь компьютерной графикой, делаю обложки для альбомов групп, играющих экстремально тяжелую музыку. Все это я исполняю в совершенно разных стилях, могу и «мультяшки» рисовать, и «жесть». В принципе, все что угодно. Просто это становится исполнением заказа, не авторским творчеством.

— В Калининграде в последние годы с арт-мероприятиями стало значительно лучше. Как события вроде KaliningrART, в рамках которого уличные художники украсили промзоны на Правой набережной, влияют на восприятие стрит-арта у широких масс? Что они значат для участников?
— Я не могу объективно определить, насколько влияют на широкие массы такие мероприятия, наверное, нужен социологический опрос. Мое мнение: широкие массы этого не заметили. Но то, что организаторам, участникам и зрителям от этого стало жить интереснее, — это точно.

— Ты участвовал в фестивале уличного искусства «Карт-бланш» в Екатеринбурге. Как стрит-артисту «прописаться» на фестиваль в «материковой» России?
— На «Карт-бланш» организаторы меня позвали сами, так как уже знали меня. У них есть список интересных художников, из которого методом голосования командой организаторов выбираются те, кто приедет. Часто бывает, что конкурс вроде как есть, но участвовать берут все равно самых именитых, тех, кто уже имеет «стрит-арт-карьеру». Возможно, тем самым упуская новые имена. Я думаю, что главное — это часто рисовать, развиваться и общаться с людьми, а остальное не так уж и важно.

— На одной из улиц Екатеринбурга ты изобразил «Вистулу», паром, курсирующий на Балтийскую косу, почему?
— Я люблю Балткосу, и «Вистула» напрямую ассоциируется с этим местом, как ангары, крепость, маяк. К тому же у самого парома, как и у нашей области, интересная история, здесь можно провести параллель. Он был построен в Швеции, продан в Шотландию, несколько раз переименован, «поработал» в Польше, а затем оказался у нас.
Обычно на фестивалях приезжие артисты делают исследование местности, на основе которого и создают какие-то site specific*-работы. Я же, наоборот, решил привезти частичку своего мира туда, где нет моря, косы и залива.
*Предметно-ориентированное искусство.
Поводов побеседовать об искусстве этой весной в Калининграде появилось немало. Один из них — выставка гобеленов знаменитой французской мануфактуры Jules Pansu (12+) в Историко-художественном музее. Чтобы познакомить дизайнеров с историей мирового ткачества и самой мануфактуры, мы пригласили Ирину Алексину — арт-амбассадора Jules Pansu в России, искусствоведа и историка быта. На своей лекции Ирина рассказала о том, как развивалось шпалерное искусство в мире. Именно шпалерами называли произведения ткачей до того, как в XVII веке их стали изготавливать братья Гобелены на королевской мануфактуре во Франции. В XX веке интерес к шпалерам резко возрос, и картоны для их производства (эскизы) начали рисовать многие творцы того времени, в их числе и знаменитый архитектор Ле Корбюзье.
В коллекции Jules Pansu — гобелены, созданные по картонам на основе картин Василия Кандинского, Рене Магритта, Жоана Миро, а на воспроизведение сюжетов Пабло Пикассо на своих шпалерах у фабрики и вовсе эксклюзивные права. Например, в Историко-художественном музее можно увидеть гобелен с изображением картины «Сон» — самого дорогого полотна Пикассо.
Непременно стоит добавить, что все гобелены Jules Pansu ткутся по старинной технологии мастерами, трое из которых удостоены почетного звания «Лучший мастер Франции». Значительную часть ассортимента мануфактуры составляют гобелены, воспроизводящие исторические сюжеты.

ПИКАССО И ЛЕ КОРБЮЗЬЕ
Как великого художника и культового архитектора объединили гобелены?
Об этом дизайнеры узнали на лекции во время «Культурной пятницы с «КД».

1
2
3
4
5
6
7
8